Кривые безразличия и бюджет потребителя

Современная теория полезности, которая называется ординалистской, по существу, воспринимает главные моменты и конечные выводы кардиналистской концепции. Отличительные особенности её состоят в том, что она дает иное обоснование субъективных оценок полезности и привносит в анализ ряд важнейших факторов хозяйственной жизни, оказывающих влияние на потребительское поведение, прежде всего таких, как сложившиеся рыночные цены на товары и бюджет потребителя.

Выделим и рассмотрим основные положения ординалистского подхода в анализе полезности потребительских товаров:

1. Субъективная оценка полезности не обязательно должна исходить из какого-то единого и сопоставимого показателя полезности, тем более что он до сих пор не определен и вряд ли будет найден. Для того чтобы покупатель ощущал и улавливал различия в полезности товаров, достаточно относительных оценок. Они базируются на предпочтениях, которые покупатель отдает тому или иному товару. Исходя из предпочтений, покупатель ранжирует, ставит на соответствующие места товары и определяет их ценность по отношению друг к другу.

2. Потребительское поведение исследуется с помощью набора товаров. Простейший набор состоит из двух товаров (например, А и В). В набор включаются нормальные товары. Полезность рассматривается по отношению ко всему данному набору. При этом полезность данного набора остается неизменной. Что же касается отдельных товаров А и В, входящих в набор, то их частная полезность определяется личными предпочтениями покупателя, так что комбинация товаров А и В может быть различной, однако их общая полезность, полезность всего набора, остается неизменной. Данный набор вместе с тем характеризует уровень потребления. Представим в виде таблицы набор товаров А и В, а также их комбинации.

Таблица 3.2.

Набор и комбинации товаров А и В

Набор товаров А и В с различными комбинациями, но одинаковой полезностью (альтернативы) Товар А, ед. Товар В, ед.
Ι ΙΙ ΙΙΙ ΙV 1,5

Любая комбинация товаров А и В не изменяет полезности всего набора. В рамках же набора на основе личных предпочтений комбинации различны, например в первом варианте покупатель отдает предпочтение покупкам товара В, в четвертом – товара А.

Данные табл. 3.2 используем для построения кривой безразличия рис. 3.4.

A

(единиц)

 
 

4 IV

3 III

2 II

1 IU

B(единиц)

1 2 3 4 5 6

Рис. 3.4. Кривая безразличия

Кривая U - кривая безразличия. Любая комбинация товаров А и В безразлична покупателю, так как полезностьнабора товаров А и В одинакова. Набор товаров А и В с различными их комбинациями фиксирует определенный уровень потребления покупателя.

3.Если внимательно проанализировать данные табл. 3.2. и кривую безразличия (U),то легко убедиться в том, что предельная полезность и товара А и товара В, входящих в набор, по мере роста их потребления снижается. Предельная полезность товара А выражается относительно через количество товара В, а предельная полезность товара В - относительно через количество товара А. Такое измерение предельной полезности товара называется предельной нормой его замещения. Так, например, предельная норма замещения одной единицы товара А снижается от перехода набора в варианте Ι к набору в варианте IV, где наблюдается рост потребления товара А. Предельная норма замещения товара А товаром В при переходе от варианта Ι к варианту II равна 3, т.е., если потребитель хочет иметь дополнительную вторую единицу товара А, то он должен отдать три единицы В (на рис.3.4. указано стрелками). Если он хочет иметь дополнительную вторую, а затем третью единицу товара А, то предельная норма замещения будет равна соответственно 1;0,5. Предельная полезность товара А, выраженная в количествах товара В, на которые он замещается, снижается по мере того, как увеличивается на каждую единицу его потребление.

4.Существует множество кривых безразличия, отличных от кривой U .Кривые безразличия могут находиться выше – ниже кривой U,фиксируя уровни потребления покупателя - соответственно высокий или низкий. Совокупность, или семейство кривых безразличия образуют карту кривых безразличия. Покажем это на рис. 3.5.

А

(единиц)

10

9

8

7

6

5

4 U2

3 U1

2 U

1 U3

В (единиц)

12 3 4 5 6 7 8 9 10

Рис. 3.5. Карта кривых безразличия




Движение покупателя от одного уровня потребления к другому предполагает переход от исходной кривой безразличия U к другой кривой безразличия: на кривую безразличия U1 , и далее на U2 , если уровень потребления покупателя растет; на кривую безразличия U3 ,если уровень потребления покупателя снижается.

5. Математическая модель кривой безразличия во многом носит отвлеченный характер. Поэтому она дополняется анализом влияния факторов, отражающих реальные и конкретные условия рынка. Это, во-первых, ограниченные денежные ресурсы покупателя, или его бюджет, и, во-вторых, существующие цены товаров.

Введем в связи с этим в наш анализ потребительского поведения такие переменные, как бюджет покупателя и цены товаров. Проблема состоит в том, чтобы определить равновесие потребителя, т.е. максимальную полезность потребителя от покупаемого набора товаров, при таких ограничениях, как его бюджет и товарные цены. Предположим, доход, который покупатель может израсходовать в течение дня, равен 600 рублей. Цена единицы товара А, например 1кг мяса, равна 150 рублей, а товара В, например 1 кг фруктов, равна 100 рублей. Составим линейное уравнение типа ax+by=c, решение его даст возможность определить, какое количество товара А и товара В будет в их наборе, покупка которого равняется затраченному бюджету в 600 рублей:

150А + 100В = 600

Полученные ответы запишем в табл. 3.3.

Данные табл. 3.3. Используем для построения линии бюджета (рис. 3.6.)

Таблица 3.3.

Наши рекомендации