Предприятие в условиях конкуренции

Какие понятия приведены ниже

1. В них обычно работают крупные или очень крупные предприятия. Контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением тех случаев, когда имеется сговор) и действует сильная неценовая конкуренция.

2. Организационная форма объединения юридических и физических лиц, основанная на их участии в капитале общества путем приобретения его акций.

3. Любые действия, которые применяется фирмой для устранения конкурентов, либо блокирования доступа в отрасль новой фирме и которые расценивается обществом (или конкурентами) как неприемлемый способ достижения этих целей.

4. Крупная отрасль, возникшая на основе высокого уровня концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-либо области хозяйства и получение монопольно высокой прибыли или сверхприбыли.

5. Объединение лиц с целью осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли.

6. Вид олигополии, когда несколько крупных предприятий производят дифференцированную продукцию (напитки, табачные изделия, автомобили).

7. Вид олигополии, когда несколько предприятий производят стандартизированную продукцию, т.е. продукцию, не отличающуюся разнообразием видов, марок и типосорторазмеров (предприятия по производству сахара, цемента, спирта).

8. Объединение лиц для предпринимательской деятельности, участники которого подразделяются на две группы: а) полные товарищи; б) коммандитисты.

9. Государственная политика, направленная на ослабление рыночной монопольной власти.

10. Единственный производитель нового уникального товара, конкурентов у фирмы еще нет, и они появятся не скоро. Эта структура ни чем не защищена от будущих конкурентов.

11. Ее целью является получение сверхприбылей за счет сговора.

Тесты

1. В отличие от конкурентного рынка монополист может:

А) назначит любую цену на производимый продукт;

Б) произвести любой объем продукта;

В) использовать демпинговые цены.

2. Олигополия – это рыночная структура, в которой:

А) может производиться как однородная, так и дифференцированная продукция;

Б) только одна фирма;

В) только один крупный покупатель.

3. Монополист:

А) никогда не снижает цену;

Б) меняет цену только в сторону ее увеличения;

В) может цену понижать и увеличивать.

4. Какой из перечисленных товаров никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?

А) нефть;

Б) бананы;

В) сахар;

Г) пшеница;

Д) кофе.

5. По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист будет платить:

А) большую заработную плату и нанимать меньше рабочих;

Б) меньшую заработную плату, но нанимать больше рабочих;

В) меньшую заработную плату, нанимая тоже количество рабочих;

Г) меньшую заработную плату, и нанимать меньше рабочих;

Д) большую заработную плату и нанимать больше рабочих.

6. Какой из следующих рынков в наибольшей мере соответствует условиям совершенной конкуренции?

А) стали;

Б) автомобилей;

В) ценных бумаг;

Г) бензина;

Д) услуг парикмахерских.

7. Скажите, какие типы рыночных структур приведены ниже?

Например, совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция (полиполия); олигополия; монопсония; дуополия и т.п..

А) на рынке работает большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает одежду по примерно одинаковым ценам;

Б) на рынке функционирует единственный поставщик минеральных удобрений;

В) очень большое количество фермеров предлагают на рынке апельсины по одинаковым ценам;

Г) несколько крупных фирм работает на рынке аккумуляторов;

Д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

Е) несколько фирм производят спиртные напитки;

Ж) единственная фирма производит штурманские приборы;

З) продукт поставляется на рынок только двумя очень крупными предприятиями;

И) на рынке работает единственный покупатель вооружений;

К) на рынке работает одна очень крупная фирма и несколько мелких;

Л) несколько фирм договорились о рынках сбыта продукции;

М) фирма продает свою продукцию по различным ценам разным покупателям.

8. Примером естественной монополии является:

А) ОПЕК – международный нефтяной картель;

Б) компания IBM;

В) банк «Российский кредит»;

Г) издательство «Известия»;

Д) минский метрополитен;

Е) минский завод «Горизонт».

9. Олигополия – это рыночная структура, в которой:

А) экономическая власть разделена между несколькими хозяйствующими субъектами;

Б) работает более 100 фирм;

В) работает до 100 фирм;

Г) только одна фирма.

10. Ценовая дискриминация это:

А) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

Б) различия в оплате труда по национальности или полу;

В) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

Г) повышение цены на товар более высокого качества;

Д) все предыдущие ответы неверны.

11. Одним из видов олигополии является:

А) монопсония;

Б) дуополия;

В) олигархия;

Г) полиполия.

12. Родоначальником теории олигополии, был:

А) О. Курно;

Б) Э Чемберлен;

В) Д. Робинсон;

Г) Д. Гелбрейт.

13. Что из перечисленного является признаком чистой монополии?

А) Дифференциация продуктов.

Б) Большие постоянные издержки.

В) Один продавец.

Г) наличие технических и технологических барьеров.

14. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

А) совершенной конкуренции;

Б) совершенной и монополистической конкуренции;

В) монополистической конкуренции;

Г) все перечисленное.

Задачи

1. На олигополистическом рынке действуют две фирмы выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Информация о спросе и издержках приведена ниже:

Цена (руб.) Пр-во (шт.) Спрос (шт.) Выруч-ка (руб.) Общ. изд. (руб.) При-быль (руб.) Изд. на ед. продук-ции, руб.
     
     
     
     
     

1. Какая цена будет установлена на рынке?

2. Какой объем производства выберет каждая фирма?

3. Могут ли появиться на данном рынке, новые конкуренты?

4. Какая цена не будет установлена ни при каких обстоятельствах?

5. При какой цене производство организовано более эффективно?

2. Имеются данные о доле рынка предприятий 4-х отраслей.

Местная промышленность.

В ней работает 8 предприятий, доля рынка которых составляет по 10%, 10 предприятий с долей рынка по 1 %, 20 предприятий по 0,5%.

Легкая промышленность.

Одно предприятие имеет долю рынка 28%, второе- 12%, третье – 20%, четвертое – 8%. Кроме того, в этой отрасли функционирует 32 предприятия, каждое из которых занимает на рынке долю 1%.

Машиностроение.

Эта отрасль представлена 5 предприятиями. Крупнейшее из них имеет долю на рынке 99,6%, а 4 оставшихся предприятия располагают долей по 0,1%.

Химическая промышленность.

Здесь работает 3 предприятия. Доля первого 80%, второго 11%, третьего 9%.

Наши рекомендации