Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели и основные инструменты реализации.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными учреждениями в целях стабилизации существующей социально-экономической системыиприспособления её к изменяющимся условиям.
Задачи, которые решает гос. регулирование:
1. Стимулирование экономического роста.
2. Регулирование занятости.
3. Поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре экономики и в региональной структуре.
4. Поддержка экспорта.
Объектамигос. регулирования называются сферы, отрасли и явления социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы, не разрешаемые рынком автоматически.
К ним относятся:
1) экономический цикл;
2) структура национальной экономики (отраслевая и региональная);
3) условия накопления капитала;
4) занятость;
5) денежное обращение;
6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
7) условия конкуренции (ФАС);
8) социальные отношения между работодателями и работниками по найму;
9) социальное обеспечение населения;
10) подготовка и переподготовка кадров;
11) окружающая среда;
12) внешнеэкономические связи.
Методы, средства гос. регулирования(инструменты экономической политики):
1. Прямые – непосредственное взаимодействие государства с конкретными субъектами хозяйства, применяя методы запрета и разрешения (по сутиадминистративные методы и институциональные).
Плюсы:быстрый результат в сжатые сроки.
Минусы:государственное вмешивается и создает помехи рыночной конъюнктуры.
2. Косвенные – государство создает стимулы принятия необходимых решений субъектами хозяйства.
Используемые экономические методы:
Финансовый механизм Денежно-кредитный механизм
Цель: достижение равновесия между AD и AS
Кейнсианский вариант Монетаристский вариант
воздействие преимуществ воздействие преимуществ на совокупное
на совокупный спрос – AD предложение - AS
Политика гос. расходов Политика гос. доходов
Виды: Источники:
- трансформаторские - домашние хозяйства
- трансфертные - предприятия
Формы: - заграница
- субсидии Формы:
- субвенции - налоговые доходы
- инвестиции - неналоговые доходы
- кредиты
Фискальная политика государства – системное регулирование экономики при помощи государственных расходов и налогов.
Физический смысл: манипулирование налогами и гос. расходами.
Цели:
1) сглаживание колебаний экономического цикла;
2) обеспечение устойчивого экономического роста;
3) достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Типы фискальной политики
1. Дискреционная(активная) – её осуществление связано с принятием новых законодательных актов
Основные инструменты:
А) изменение ставок налогообложения;
Б) проекты общественных работ;
В) трудоустройство населения, создание дополнительных рабочих мест.
Когда дискреционная фискальная система политики применяется в целях сглаживания экономического цикла, то ее подразделяют на 2 типа:
1) экспансионистская (стабилизирующая) – связана с увеличением гос. расходов и (или) снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает производство за счет дефицитного финансирования.
2) рестрикционная (контрактивная) – сдерживающая, связанная с увеличением налогов и снижением гос. расходов (или и то и другое). Проводится с целью ограничения инфляционного роста в экономике.
2. Недискреционная (автоматическая). Особенность: не требуетспециальных государственных (правительственных) решений. Действие основано на применении так называемых встроенных стабилизаторов (или автоматизмов) – экономических механизмов, автоматически реагирующих на изменения экономической конъюнктуры.
В качестве встроенных стабилизаторов выступают:
- прогрессивный, подоходный налог;
- пособие по безработице;
- пособие по бедности;
- различные субсидии
С помощью этих стабилизаторов и сглаживаются колебания экономической конъюнктуры, но не исчезают.
Антикризисная политика (конъюнктурная)– политика, которая направлена на регулирование колебаний экономической активности в обществе в периоды предкризисных состояний и в периоды резких колебаний делового цикла. Это означает, что государство в состоянии существенно сгладить экономические колебания делового цикла.