Методы налогового регулирования

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа,

2. инвестиционный налоговый кредит,

3. налоговые каникулы,

4. налоговая амнистия,

5. налоговые вычеты,

6. выбор и установление налоговых ставок,

7. международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит , который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

- Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

- Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

- Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

- Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты , которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Методы налогового регулирования - student2.ru

Отсюда:

Методы налогового регулирования - student2.ru

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

Методы налогового регулирования - student2.ru

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

§ Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

§ Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

§ Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Методы налогового регулирования - student2.ru

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджетаосуществляется специальными финансовыми методами:

§ выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

§ выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

§ финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Методы налогового регулирования - student2.ru

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

§ реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

§ реструктуризация государственного внешнего долга;

§ усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

§ сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

§ упорядочение действующей системы социальных льгот.

Наши рекомендации