Сущность и цели бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика –меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на уровень деловой активности, на обеспечение экономического роста и полной занятости.
Влияет на:
- объем национального дохода, и следовательно на объем производства и занятости,
- на уровень цен в стране.
Направлена:
- против нежелательных изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция).
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета.
госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
Бюджетно-налоговая политика бывает:
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия)в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики, сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение государственных расходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. При проведении этой политики следует учитывать действие кривой Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно достигается ценой увеличения уровня безработицы.
стабилизация экономики реализуется средствами фискальной политики:
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное, сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов в целях изменения нац. объема производства, занятости, ускорения эк-ого роста.
Основные инструменты:
1)изменение ставок налогообложения,
2)трудоустройство населения,
3)проекты общественных работ.
Виды:
1)экспансионистскую - кот. приводит к росту совокупных расходов. Это происходит когда гос-во *увелич. расходы; *сокращает чистые налоги.
2)рестриктивную политику (т.е. сдерживающую) - кот. ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда *снижаются гос. расходы; *увелич. чистые налоги.
Недискреционная фискальная политика - предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые реагируют на изменение макроэкономической ситуации.
Встроенный автоматический стабилизатор - эк-ий механизм, кот. автоматически реагирует на изменение эк-ой коньюктуры.
Инструменты:
1)прогрессивный подоходный налог,
2)пособия по безработице,
3)субсидии фермерам,
4)система участия гос-ва в прибыли.
К встроенным стабилизаторам также относятся –соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
Налоговая система выполняет следующие основные функции:
1. Фискальная, суть которой состоит в обеспечении доходов бюджета государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
2. Распределительная, суть которой состоит в распределении национального дохода между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством и его субъектами.
3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
4. Социальную - аккумулирование средств для осуществления социальных программ
5. Стимулирующую - микроэкономическое регулирование;
6. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.
Прямые налоги – это видимые налоги, платятся субъектами налога непосредственно, устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.
Косвенные налоги – это неявные, невидимые потребителями налоги, взимаются через надбавку к цене ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы таможенные пошлины.