Формула средней точки Аллена
где
Q2 и Q1– конечный и начальный спрос;
где:
P2 и P1 – конечная и начальная цена.
Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
E > 1 – эластичный спрос (на товары роскоши);
E < 1 – неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);
E = 1– спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);
E = 0 – совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);
– совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
На графике спрос разной степени эластичности можно представить следующим образом:
Схема 20.
Эластичность спроса.
Эластичность спроса
Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.
2. Эластичность спроса по доходу.
Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен.
где:
?Y (%) – процентное изменение дохода
Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества.
Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.
3. Перекрестная эластичность.
Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.
где:
E (k) – перекрестная эластичность;
?Q1 (%) – процентное изменение спроса на один товар;
?P[2] (%) – процентное изменение цены на другой товар.
С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:
а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;
б) E (k) < 0 для товаров-комплементов;
в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.
Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.
Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т. е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор – это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т. д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.
Основы теории потребления
Предпочтения потребителя и полезность.В основе формирования рыночного спроса лежатрешения отдельных потребителей конкретных благ.Благов теории потребления — это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое,предсказуемое) удовлетворениепотребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния.Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенныхнаборах (комплектах, или корзинах). Набор благ— это совокупность данныхколичеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.
Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды, или отдачи при имеющихся возможностях. Эта выгода, при потреблении представляющая собой уровень благосостояния, или степень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта, называется полезностью.основы теории потребления. Она исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетом и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.
Первой такой обязательной, обеспечивающей существование системы последовательных предпочтений, предпосылкой, или аксиомой теории потребительского выбора, является аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Для построения теории, объясняющей поведение потребителя, по меньшей мере необходимо, чтобы само поведение было налицо, то есть, чтобы реальный потребляющий субъект принимал определенные решения в сфере потребления и затем реализовывал их, например, выбирал обои определенного цвета и рисунка и покупал их. Но ни одно фактическое, пусть даже молчаливое, решение не может быть принято без предварительного определения данным потребителем своего отношения к рассматриваемым благам и их комбинациям. Поэтому делающий покупку потребитель всегда может либо указать, какой из каждых двух сравниваемых наборов благ лучше другого, либо счесть их равноценными.
Второй необходимой предпосылкой теории потребительского выбора является аксиома транзитивности предпочтений потребителя — для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Фактически речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя, внутренней согласованности и систематичности его отношения к различным благам и их наборам. В ином случае потребитель будет просто обречен вращаться в замкнутом кругу нетранзитивных предпочтений и никогда не сможет остановиться на каком- нибудь определенном наборе благ.
Третьей аксиомой теории потребительского выбора является рефлексивность предпочтений потребителя — каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Это напоминает закон тождества в старой школьной формальной логике, когда каждое понятие должно быть тождественно само себе и тем самым не меняться в процессе рассуждения. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ и отношение потребителя к ним не должно меняться в данном процессе выбора.
Принцип убывающей предельной полезностизаключается в следующем— каждая последующая порция данного блага приносит в данной ситуации потребления все меньший прирост общего уровня благосостояния данного потребителя. Это означает, что предельная полезность любого данного вида благ уменьшается по мере роста количества потребляемого блага данного вида (конечно, при этом количества потребляемых благ всех остальных видов остаются неизменными). Функция полезности при этом будет выпуклой (поскольку значение функции полезности от любого промежуточного набора будет больше ее значений от крайних наборов).