Рыночное равновесие: мгновенное, короткое, длительное. Паутинообразная модель
При анализе влияния фактора времени на эластичность предложения экономисты различают мгновенный, краткосрочный и длительный (долговременный) рыночные периоды. Фактор времени для исследования равновесия конкурентных цен впервые ввел А. Маршалл.
Выделяют три типа равновесия в зависимости от рыночного периода, в течение которого производители могут осуществить те или иные изменения в факторах производства: мгновенное равновесие, краткосрочное равновесие, длительное равновесие.
Мгновенное равновесие устанавливается в кратчайший рыночный период. Он слишком мал, чтобы производители успели отреагировать на изменение спроса и цены на данный товар, приспособив для этого факторы производства и изменив предложение. Поэтому объем предложения в мгновенный рыночный период неизменен, фиксирован. Иными словами, предложение является совершенно неэластичным, график предложения представляет собой вертикальную линию Sm. При увеличении спроса с D1 до D2 положение равновесия переместится из точки О в точку М, а равновесная цена существенно увеличится с Рo до Pm.
Краткосрочное равновесие устанавливается в короткий рыночный период. В течение краткосрочного периода производители не могут изменить свои производственные мощности, техническую базу, количество оборудования. Однако они уже имеют достаточно времени, чтобы более или менее интенсивно, в зависимости от изменения спроса, использовать свои производственные мощности, технику, технологию. В результате в течение данного периода при увеличении спроса производители смогут увеличить производство продукции за счет более интенсивного использования производственных мощностей (например, за счет привлечения дополнительной рабочей силы, увеличения сменности работы оборудования, совершенствования организации труда и производства). Предложение продукции вследствие изменения переменных ресурсов несколько увеличится и будет более эластичным. График предложения приобретет некоторый положительный наклон Ss. Положение равновесия переместится в точку S. Равновесная цена Ps будет выше, чем первоначальная до увеличения спроса Po, но ниже, чем в мгновенном рыночном периоде после увеличения спроса Pm.
Длительное равновесие наступает в долговременном периоде. Он бывает достаточно продолжительным, чтобы действующие фирмы смогли приспособить все ресурсы для изменения производства. В зависимости от изменения спроса на продукцию отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности, изменить техническую базу. В данную отрасль могут войти новые предприятия и, наоборот, часть действующих – выйти из нее. В результате при увеличении спроса производители смогут существенно увеличить производство продукции за счет расширения производственных мощностей, обновления техники и технологии и вступления в отрасль новых фирм. Соответственно значительно увеличится предложение, которое будет еще более эластичным. Кривая предложения Sl станет более пологой, чем в краткосрочном периоде. Положение равновесия переместится в точку L. Конкурентная цена длительного равновесия Pl будет ниже, чем при краткосрочном Ps и тем более мгновенном равновесии Pm, но несколько выше, чем первоначальная цена, существовавшая при более низком спросе Po.
А. Маршалл связывал некоторое увеличение цены длительного равновесия (нормальной цены) при росте спроса по сравнению с равновесной ценой при более низком спросе с растущими издержками производства в развивающейся отрасли. Он считал, что это обычное, нормальное явление в условиях конкуренции, связанное с тем, что расширение отрасли ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Развивающаяся отрасль увеличивает спрос на дополнительные качественные и производительные средства производства из других отраслей, способствуя росту цен на материальные ресурсы, повышая спрос на квалифицированных работников, увеличивая их заработную плату. В конечном счете это ведет к возрастанию издержек производства в данной отрасли и, соответственно, к некоторому повышению цен на ее продукцию. Поэтому график предложения в длительном периоде можно описать не как совершенно эластичный (горизонтальную линию), а как слегка приподнятый, наклонный.
ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.
Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и
объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для
описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где
предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.
Наиболее известной является паутинообразная модель, сущность ее заключается в том, что при отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и количества товара, реализуемого на рынке.
В итоге колебания наступает такое положение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением. Графический анализ паутинообразной модели. Равновесие является устойчивым, если угол наклона кривой предложения (SS) круче угла наклона кривой спроса (DD)
Равновесие является неустойчивым, с взрывными колебаниями цены, если угол наклона кривой спроса (DD) круче угла наклона кривой предложения (SS)
Цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия (равновесная цена Е), если углы наклона кривых спроса (DD) и предложения (SS) равны
Понятие и виды эластичности
Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.
Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.
В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
1. Эластичность спроса по цене.
Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
Эластичность спроса по цене
где:
E(p) – эластичность спроса по цене;
?Qd (%) – процентное изменение спроса;
?P(%) – процентное изменение цены.
При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25 %. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33 % увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда: