Эффект замещения и эффект дохода
Реакция покупательского спроса, связанная с изменением цен покупаемых благ, складывается из эффекта замещения и эффекта дохода. В частности, эффект дохода ¾ это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода в результате роста или снижения его цены. Эффект замещения¾ это изменение величины спроса на данный товар, вызванное перераспределением спроса в его пользу в результате роста или снижения цены данного товара.
Простейшие иллюстрации эффекта дохода и эффекта замещения1 приводятся на рис. 5.10.
Наш график анализирует смещение бюджетной линии из положения KL в положение KL* в результате понижения цены на товар Х. Как и всегда в подобных случаях, сместившаяся бюджетная линия коснется новой кривой безразличия (конкретнее, кривой 2 вместо кривой 1), а потребительское равновесие сместится в результате этого из положения Е1 в положение Е2, что вызовет увеличение потребления товара Х. Ясно, что последнее складывается из двух эффектов:
· с одной стороны, как и при любом понижении цен, покупатель становится реально богаче и покупает больше всяких товаров, в том числе больше товара Х;
· с другой стороны, понизившаяся цена товара Х стимулирует переключение спроса с других товаров именно на него.
Чтобы отличить один эффект от другого проведем вспомогательную линию NМ, параллельную линии KL* и касающуюся прежней кривой безразличия 1 в точке А. Напомним, что угол наклона бюджетной линии определяется отношением цен товаров Х и Y. Значит, поскольку наша кривая NМ параллельна KL*, она, как и та, представляет собою бюджетную линию, соответствующую новым ценовым пропорциям, сложившимся после подешевения товара Х.
Сопоставим теперь точки Е1 и А. Они лежат на одной и той же кривой безразличия и, следовательно, имеют одинаковый ранг полезности. Но точка Е1 была оптимальной при старом соотношении цен, поскольку являлась точкой касания кривой безразличия с соответствовавшей этому соотношению бюджетной линией KL. А точка А оптимальна при новом соотношении цен, поскольку касается линии NМ. Логично в этих условиях интерпретировать расстояние между точками Е1 и А по оси Х, как прирост потребления товара Х, вызванный исключительно изменением пропорции цен (на рисунке помечено как эффект замещения). Оставшуюся же часть прироста потребления товара Х следует рассматривать как результат эффекта дохода.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 Эффект замещения можно анализировать в двух вариантах. Либо как изменение в величине спроса, вызванное движением относительной цены блага при постоянных бюджетных возможностях (и реальном доходе) потребителя (эффект замещения по Слуцкому). Либо как изменение в величине спроса, вызванное движением относительной цены блага при постоянном уровне полезности реального дохода потребителя (эффект замещения по Хиксу). Мы используем версию Хикса.
Тема 6. ИЗДЕРЖКИ
Особое внимание при изучении темы обратите на содержание видеолекций «Средние и предельные издержки» и «Средние долгосрочные издержки. Эффект масштаба производства». Технологический оптимум краткосрочного периода. Затем проверьте свои знания по теме, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы для самопроверки, приведенные ниже.
Вопросы для самопроверки
1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек.
2. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.
3. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях?
4. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях?
5. Что такое кратко- и долгосрочный периоды в экономическом понимании?
6. Что такое экономия и дезэкономия на масштабах производства?
7. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек?
8. Какую роль играют естественные монополии в экономике России?
9. Оптимальный размер предприятия
Природа издержек
Жизненный опыт каждого из нас подсказывает, что не бывает выгод без потерь, а результатов без затрат. Производство товаров и услуг непременно сопряжено с издержками, которые представляют собой затраты ресурсов. Как же измерить ценность расходуемых в производстве ресурсов, а значит, и издержки? Экономическая теория дает на этот вопрос два значительно различающихся ответа. А именно существуют две концепции издержек:
1) бухгалтерские издержки;
2) издержки упущенных возможностей (альтернативные издержки).
Причем, как это ни парадоксально, оба ответа верны и имеют глубокий экономический смысл.
Бухгалтерские издержки