Рынок труда: механизм функционирования, особенности. Эффект дохода и эффект замещения.
Рынок труда или рынок рабочей силы представляет собой составную часть общего рыночного пространства, выполняющую функцию распределения и перераспределения общественного труда по сферам хозяйства, видам и формам деятельности в соответствии со структурой общественных потребностей.
Основные элементы рынка труда (как и любого рынка):
- спрос на рабочую силу,
- предложение рабочей силы,
- цена рабочей силы,
- конкуренция.
Спрос отражает объем и структуру общественной потребности в рабочей силе, представленной на рынке труда и обеспеченной наличием рабочего места и фондом оплаты труда и жизненных средств.
Предложение рабочей силы характеризуется численностью и составом работников, способных к труду и заинтересованных в получении работы по найму. Работники различаются по полу, возрасту, национальности, профессии, уровню квалификации.
Ценой труда выступает заработная плата. Сделка купли-продажи состоится лишь в том случае, если работник соответствует требованиям рабочего места, а рабочее место – интересам работника.
В основе рынка труда лежит конкуренциямежду предпринимателями за привлечение рабочей силы, между работниками за замещение вакантных мест и между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда.
Рынок труда имеет ряд особенностей.
Принципиальное отличие труда от других ресурсов состоит в том, что труд является формой жизнедеятельности человека, реализацией его жизненных целей и интересов. Поэтому цена труда представляет собой не просто какую-то цену за ресурс, она представляет собой цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи. Т.о., главная особенность рынка труда заключается в самом товаре, который отличается от всех остальных ресурсов.
Второе отличие: продавец товара рабочая сила работник неотделим от своего товара, он неотделим от своей способности к труду, и полезность этого товара при производительном использовании не уничтожается, а сохраняется, восстанавливается и накапливается. Если работника правильно эксплуатировать, то он будет повышать свою квалификацию и приносить все большую отдачу.
Две главные функции рынка труда:
1. Социальная функция. Она заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работника.
2. Экономическая функция, которая заключается в рациональном вовлечении, распределении и использовании труда.
Есть еще ряд стимулирующих функций – повышение квалификации, повышение заинтересованности.
Классическая модель рынка труда – это модель конкурентного рынка: большое количество продавцов, большое количество работодателей и цена, соответствующая спросу и предложению, т.е. это стандартная модель конкурентного рынка.
Точка равновесия зависит от спроса и предложения. В точке равновесия существует полная занятость на рынке труда – все, кто хотел получить работу за эту зарплату, они ее получили, кто хочет выше зарплату – ищет работу (рис. 12).
Рис. 12. Классическая модель рынка труда
Если зарплата под влияниемпрофсоюзов вдруг повысится, то возникнет ситуация, когда фирмы будут меньше нанимать работников, а работники за возросшую зарплату работать больше, т.е. возникнет безработица.
Завышение зарплаты не может быть долгим, т.к. существует конкуренция, рынок вернется к равновесию – это с точки зрения классиков.
Мировой экономический кризис 1929-33 годов показал, что безработица может быть долгой. Пути сокращения безработицы в период кризиса перепроизводства раскрыл Кейнс.
Еще одна особенность рынка труда – он может характеризоваться монопсонией(один покупатель) или олигопсонией(несколько покупателей), когда со стороны спроса на рынке представлена одна или несколько фирм-нанимателей. Например, одно крупное предприятие и все рабочие места связаны с его функционированием – градообразующее предприятие. Ставка зарплаты зависит от этой фирмы.
Еще одна особенность – каждый продавец обладает только одной единицей своего товара, поэтому он более зависит от конъюнктуры рынка, чем покупатель. Множество разрозненных продавцов конкурируют друг с другом, противостоят более сильному покупателю. Сгладить это положение призваны профсоюзы, которые являются организациями продавцов рабочей силы. Профсоюзы в процессе своей деятельности, заключая коллективные договоры с работодателями, добиваются повышения зарплаты, что может привести к негативным последствиям, поскольку отражается на уровне занятости.