Ассиметрия информации, моральный риск и стратегия его снижения.
1)Асимметрия информацииозначает, что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющей отношение к сделке.Сторона, обладающая большим объемом информации, может выиграть, если воспользуется своим информационным преимуществом.
Можно выделить три типа оппортунистического поведения,которые соответствуют разным видам асимметрии информации.
1. Покупателю неизвестны качественные характеристики блага, имеет место асимметрия информации, носящая название «скрытые характеристики
2.Скрытые действия/скрытая информация, которые приводят к моральномутой стороны, которая обладает информацией.
3.Скрытые намерения партнера по сделке скрывают в себе опасность третьего вида оппортунистического поведения — вымогательства
2)Моральный риск— это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим в ситуациях, когда они не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие неопределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соответствующего агента.
Ситуации, в которых возникает моральный риск, характеризуются сочетанием следующих условий:
· интересы исполнителя и заказчика не совпадают, исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам заказчика;
· исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий;
· заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение.
Частным случаем морального риска является проблема,которая носит название проблема «принципала—агента»(заказчика-исполнителя), или проблема агентских отношений.Агент действует по поручению принципала, но принципалу трудно проконтролировать действия своего агента.Проблема здесь возникает из-за асимметрии информации, которая складывается при наличии двух условий:
· деятельность агента не поддается непосредственному наблюдению принципала;
· о деятельности агента невозможно судить по ее конечным результатам.
Принципал может оказаться перед угрозой серьезных потерь. Его благополучие зависит от действий агента.
3)Способы снижения уровня морального рискаследующие.
1. Контроль за действиями агента. Можно ужесточить надзор за деятельностью агента, увеличивая объем ресурсов, расходуемых на эти цели. Все меры по ужесточению надзора, как правило, дорогостоящие, и нередко издержки контроля могут превышать ту выгоду, которая достигается подобным образом.
2. Поиск дополнительных источников информации об агенте, о его усилиях, о его честности и прилежании.
3. Создание конкуренции между агентами, которые имеют противоположные интересы, а значит, будут охотно которые раскрывать относительные преимущества своей деятельности, подчеркивая недостатки деятельности своих конкурентов.
4. Контроль посредством механизма фондового рынка и рынка слияний и поглощений позволяет смягчить проблему морального риска в отношениях между акционерами и наемными управляющими.
5. Одним из распространенных способов борьбы с моральным риском выступает объединение интересов принципала и агента с помощью стимулирующих контрактов или участия агента в результатах деятельности.
28.Виды контрактов и влияние на них наличие трансакционных затрат.
Контракты бывают явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные, нуждающиеся и не нуждающиеся в третейской защите и т.д. Все это многообразие контрактных форм стало предметом всестороннего изучения. Согласно неоинституциональному подходу, выбор типа контракта всегда диктуется соображениями экономии трансакционных издержек. Контракт оказывается тем сложнее, чем сложнее вступающие в обмен блага и чем сложнее структура относящихся к ним трансакционных издержек.Положительные трансакционные издержки имеют два важных следствия. Во-первых, из-за них контракты никогда не могут быть полными. Во-вторых, исполнение контракта никогда не может быть гарантировано наверняка.
Эти проблемы - как приспосабливаться к неожиданным изменениям и как обеспечить надежность исполнения принятых обязательств - встают перед любым контрактом. Чтобы успешно решать их, экономические агенты, должны обмениваться не просто обещаниями, а обещаниями, заслуживающими доверия. Отсюда потребность в гарантиях. Рассмотрим механизмы, побуждающие или принуждающие к исполнению контрактных обязательств:
Простейший из таких механизмов - обращение в случае нарушений в суд. Но судебная защита срабатывает далеко не всегда. Очень часто уклонение от условий контракта не поддается наблюдению или недоказуемо в суде. Экономическим агентам не остается ничего другого как защищать себя самим, создавая частные механизмы урегулирования контрактных отношений.
С одной стороны, можно попытаться так перестроить саму систему стимулов, чтобы все участники оказались заинтересованы в соблюдении условий контракта - не только в момент его заключения, но и в момент исполнения.
С другой стороны, можно договориться о каких-то специальных процедурах, предназначенных для контроля за ходом исполнения сделки.