Последствия непрогнозируемой и неантиципируемой инфляции (unexpected and unanticipated inflation)
Непрогнозируемая инфляция вызывает перераспределение доходов в экономике. Непрогнозируемость инфляции может быть двоякой. Чаще всего имеет место непредвиденная инфляция, когда ее фактический уровень оказывается выше ожидаемого. В этом случае фиксированные сегодня будущие обязательства оказываются существенно недооцененными. Выигрывает должник, проигрывает получатель долга. Реже встречается ситуация, когда фактический уровень инфляции оказывается ниже ожидаемого. В этом случае должник проигрывает, а выигрывает получатель долга.
Неантиципируемая инфляция означает отсутствие рациональных способов или механизмов приспособления к ней.
Рассмотрим последствия таких видов инфляции.
1. Инфляция приводит к перераспределению доходов людей с фиксированными заработками (особенно бюджетников) в пользу людей с гибкими доходами.
В условиях инфляции страдают люди, работающие по контракту или трудовому соглашению, где четко оговорен размер вознаграждения, и он не подлежит пересмотру в течение длительного промежутка времени. В то же время во многих странах в трудовых контрактах предусмотрена частичная или полная индексация заработной платы в случае инфляции. В США такие компенсации получили названиеCOLA(cost-of-livingallowances): для индексации жалований госслужащих, государственных пенсионных выплат и социальных пособий используется индекс стоимости жизни(cost-of-livingindex).
В целом непредвиденная инфляция способствует перераспределению доходов фактора труда в пользу доходов других факторов, в частности, капитала и предпринимательской способности.
2. Инфляцияперераспределяет доходы кредиторов в пользу должников. От внезапной инфляции выигрывают заемщики всех типов: лица, получившие ссуду в банковской системе; предприятия, продавшие свои векселя; государство, разместившее облигации своего долга, номинированные в отечественной валюте.
Приведем пример, демонстрирующий перераспределительный эффект неожиданной инфляции во взаимоотношениях кредитор- заемщик.
Иванов в начале 1990 г. взял в банке кредит 3000 руб. на строительство дачи под 6% годовых на срок 4 года. На эти деньги оперативно закупил необходимые строительные материалы, оплатил услуги строителей, которые возвели дом. А в 1991 «грянула» инфляция, «отпуск цен» в 1992 г. премьер-министром Е. Гайдаром подхлестнул ее веще большей степени. За 1990-1993 гг. цены на потребительском рынке выросли в 3837 раз. В конце 1994 г. Иванову пришлось вернуть банку сумму 3000 х 1,064 = 3787 руб., которая при новых ценах оказалась эквивалентной нескольким «Сникерсам». Банк же, с учетом процентов, получил в погашение кредита сумму, реальная стоимость которой в ценах начала 1990 г. составила 3787 / 3837 = 99 коп. И такие случаи не были исключением.
Если должник обладает определенной властью в обществе, он может спровоцировать инфляцию, чтобы обесценить собственные обязательства — так, собственно, и поступило российское государство во время и после дефолта 1998 г. В это время у правительства как самого крупного должника в экономике существовал своего рода «спрос на инфляцию».
Итак, в условиях инфляции экономика, основанная на кредите, начинает работать со сбоями.
3. Изменение схем сбережения в условиях высокой инфляции приводит ксмещению спроса в пользу реальных активов, что способствует росту цен на данных рынках, вплоть допоявления там «финансовых пузырей». Это наблюдалось, например, на российском рынке недвижимости в 2005-2008 гг. В конечном счете, возникает некое новое равновесие в портфеле активов, где доля реапьных активов все- таки становится больше, а доля номинальных активов уменьшается, но при этом ценность реальных активов может быть существенно завышена. Бегство от отечественных денег и увеличение спроса на иностранную валюту приводит к длительной девапьвации национальной валюты. Происходит «долларизация экономики», что было более характерно для переходных экономик первой половины 1990-х гг., но повторялось каждый раз, когда рубль обесценивался по отношению к резервным валютам (кризис 1998-1999 гг. и 2008-2009 гг.).
4. Инфляция оказывает отрицательное влияние на инвестиционную активность и подавляет экономический рост.
Она обесценивает накопления предприятий, в частности амортизационный фонд и фонды, формируемые из прибыли, и подрывает ресурсную базу воспроизводственных процессов. В условиях инфляции предприятия воздерживаются от поддержания необходимого запаса оборотных средств, гак как эти накопления имеют слишком высокую альтернативную стоимость. Поскольку инфляционная неопределенность и отсутствие долгосрочных ресурсов вынуждает финансово-кредитные учреждения воздерживаться от выдачи инвестиционных кредитов, предприятия оказываются лишенными и заемных средств, необходимых для осуществления инвестиционных программ.
Таким образом, высокие темпы непрогнозируемой и несбалансированной инфляции подавляют реальную инвестиционную деятельность и приводят к экономическому спаду.
5. В условиях высоких темпов инфляциисужаются так называемые«горизонты планирования».
Неопределенность, связанная с инфляцией, делает проблематичным долгосрочные и среднесрочные планы и прогнозы. Вместе с сокращением сроков кредитования эта неопределенность приводит к переключению с долгосрочных на краткосрочные контракты. Во время гиперинфляции в странах Латинской Америки в 1980-е гг. получила распространение практикаcortoplacismo — замена одного долгосрочного контракта несколькими краткосрочными. Поскольку экономика не может обойтись без среднесрочных и долгосрочных контрактов, вырабатываются приспособительные схемы, которые позволяют индексировать стоимостные измерители. Так, в Германии в 1920-х гг. практиковалась привязка контрактов к ценам товаров широкого спроса, таких как уголь, электроэнергия, рожь. В Аргентине в условиях гиперинфляции в 1980-е гг. при определении цен общественного сектора применялись сложные индексы, учитывающие взвешенное влияние таких переменных, как индексы потребительских и оптовых цен, заработной платы и валютного курса.
Итак, контракты заключаются с большим трением и на прогнозируемый отрезок времени, который в условиях высокой инфляции сокращается до минимума.
6. Одним из следствий высокой инфляции является подрыв методов балансирования на всех уровнях.
В результате деградации масштаба счетной единицы, нарушается всякая калькуляция — основа балансирования. На это обстоятельство указывал еще российский экономист 1920-х гг. И.Х. Озеров. Разновременная ценность денег порождает несопоставимость расходов и доходов, относящихся к различным периодам. Предприятиям нелегко верно определить затратную цену своей продукции, если факторы производства приобретались в разное время. Кроме того, их доходы должны обеспечить покрытие издержек будущих периодов, что требует прогнозирования цен факторов производства в будущем. В условиях гиперинфляции следствием этого может стать даже отказ от ценообразования на отдельные виды продукции вообще и исчезновение их с прилавков. И такая практика действительно имела место: в Аргентине в 1989 г. на полках магазинов можно было видеть табличкиClosedforlackofprices («Закрыто из-за отсутствия цен»). В России во время кризиса осени 1998 г. валютный курс рубля к доллару колебался значительно, и продавцы импортных товаров отказывались продавать их за российские деньги. На прилавках можно было видеть импортную аудио- и видеотехнику с пустыми ценниками.
В условиях неравномерного и непредсказуемого роста цен составление бизнес-проектов происходит с большим трудом. Правительство лишается тщательно разработанного бюджета.
7. Инфляция порождает проблему координации хозяйственной деятельности.
Общая нестабильность и неопределенность приводит к нарушению координации экономической деятельности и снижает возможность и целесообразность следования кооперативным моделям поведения. Договора заключаются с большими усилиями. По словам А. Лейонхуфвуда и Д. Хеймана, более привлекательной становится тактика«hitandrun» («выстрелить и бежать»). В этих условиях никто не знает, каким будет его собственное поведение через месяц, два. три, и, соответственно, не представляет, что можно ожидать от других. Даже если такие предположения существуют, они влекут за собой довольно большой элемент неопределенности.
Итак, в условиях высоких темпов инфляции экономика, основанная на доверии и долгосрочных договорах, начинает работать со сбоями.
8. Инфляция нередко вызывает отток капиталов за рубеж.
Бегство от денег сопровождается отказом от использования национальной валюты не только в функции средства обмена, но и в функции средства сбережения (накопления). Активы, номинированные в отечественной валюте, становятся менее привлекательными, чем активы, номинированные в иностранной, обычно резервной, валюте. Накопления населения в лучшем случае поступают на депозиты в банки, т.е. возвращаются в экономику. Крупные инвесторы вывозят капитал за рубеж и вкладывают его в иностранные банки или иностранные ценные бумаги. Иными словами,инфляция и связанная с ней макроэкономическая нестабильность вынуждает резидентов страны трижды «отказываться от собственной экономики»: от ее валюты, от ее активов, от ее институтов. Правда, в условиях мирового финансового кризиса опок капиталов сдерживается из-за недоверия также к валюте, институтам и активам других стран.
9. Высокие темпы инфляции порождают внутреннюю дезинтеграцию экономического пространства и введение множественных правил игры.
Опыт России отчетливо показывает, что нарастание кризисных явлений в экономике вызывает рост центробежных устремлений, приводит к дезинтеграции общего экономического пространства. Объясняется это следующим образом: в условиях, когда центральные власти демонстрируют бессилие и неспособность управлять событиями, на местах предпринимаются более энергичные попытки решить проблемы собственными силами. Отдельные регионы вводят чрезвычайное положение, переходят к регулированию цен, индексации доходов, а экономика принимает множественные правила игры. Известны случаи, когда регионы отказывались от перечисления налогов в федеральный бюджет и даже объявляли суверенитет (заявление президента Калмыкии К. Илюмжинова осенью 1998 г.), запрещали вывоз продовольствия в другие области (последнее особенно свойственно крупным промышленным центрам и столичным городам).