Использование индексов в экономико-статистических расчетах
Начиная с 1993г. в соответствии с международными стандартами в органах статистики Республики Беларусь рассчитываются следующие индексы:
ü Индексы цен в потребительском секторе экономики;
ü Индексы цен производителей промышленной продукции в производственном секторе.
Одним из важнейших показателей статистики цен - индекс потребительских цен (ИПЦ) - ИПЦ отражает изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, фактически потребляемых населением.
Потребительский набор товаров и услуг состоит из трех основных групп: продовольственные товары; непродовольственные товары; платные услуги.
Исходной информационной базой для расчета ИПЦ являются данные регистрации цен на товары (услуги) - представители.
Расчет сводного ИПЦ производится по варианту формулы Ласпейреса, в котором используется относительный показатель изменения цены по сравнению с предыдущим периодом:
, (27)
где - представляет собой сводный ИПЦ за период "t" по сравнению с базисным периодом "o"; - относительный показатель изменения средней цены товара (услуги) "j" в отчетном периоде "t" по сравнению с предыдущим периодом "t-1";P0j - цена товара (услуги) "j" в базисном периоде (предыдущем году); q0j - удельный вес расходов населения на покупку товара (услуги) "j" в общей сумме потребительских расходов населения в базисном (предыдущем) году.
Индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) относятся к числу важнейших показателей, характеризующих ценовые процессы в промышленности. Они применяются для сравнительного анализа изменения цен в различных отраслях промышленности, в качестве дефляторов при определении объемов производства в условиях инфляции, при переоценке основных фондов, пересмотре ставок арендной платы, расчетах стоимости приватизируемых средств, а также для выполнения экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне.
Точность определения индекса цен производителей промышленной продукции зависит от репрезентативности выборки, по которой ведется статистическое наблюдение за ценами. Выборка считается репрезентативной, если доля стоимостного объема производства отобранных товаров составляет 60-70 процентов стоимости общего объема продукции отрасли, подотрасли промышленности. ОСТАЛЬНОЕ В ЛЕКЦИИ.
Индекс потребительских цен (Consumer Index Price) является наиболее популярным индексом в США. Этот индекс ежемесячно публикуется Бюро статистики труда в качестве основного инструмента для измерения стоимости жизни в США.
Другим важным индексом цен, публикуемым Бюро статистики труда является индекс цен производителей (Producer Price Index). Индекс PPI является лидирующим индикатором для индекса CPI. Иначе говоря, увеличение индекса PPI приводит к увеличению индекса CPI и наоборот.