Инфляция как денежное и структурное явление
Различные направления экономической теории по-разному объясняют причины роста общего уровня цен. Длительное время в мировой литературе преобладал взгляд на инфляцию как однофакторное, сугубо денежное явление. Представление классической теории о том, что «инфляция всегда и везде есть денежный феномен», базировалось на количественной теории денег, на жесткой линейной зависимости между приростом находящейся в обращении денежной массы и динамикой цен. Например, осуществляя форсированную скупку правительственных облигаций и подстегивая тем самым национальную экономику, центральный банк быстро сокращает ставки ссудного процента, в то время как реализация комплекса инвестиционных проектов, становящихся при этом коммерчески привлекательными, вполне может растянуться на годы, что неминуемо разрывает во времени наращивание совокупного спроса и совокупного предложения. В условиях «монетаристской контрреволюции» такое представление вновь ставится во главу угла при обосновании механизма раскручивания инфляции. Активно продвигающий данную точку зрения на практике МВФ склонен сводить всю массу факторов, генерирующих инфляцию, к одному лишь приросту номинальной денежной массы (особенно наличных денег как наиболее инфлятогенного ее компонента) — более быстрыми по сравнению с увеличением реального ВВП темпами. Монетаристы настаивают на тезисе об абсолютной нейтральности денег в долговременной перспективе, т. е. на том, что повышение или, напротив, сокращение темпов прироста денежного предложения сказывается исключительно на динамике цен, не оказывая сколько-нибудь ощутимого воздействия на уровень инвестиций, производства, занятости населения. И хотя в краткосрочном периоде изменение денежной массы все же способно оказать то или иное влияние на состояние производства и занятости, однако данный эффект наверняка окажется недолговечным и противоречивым по своим социально-экономическим последствиям, а потому особого смысла в подобном регулировании денежного рынка они не усматривают.
В отличие от классиков кейнсианцы считают инфляцию как социально-экономическое явление многофакторным, вызываемым к жизни действием не только монетарных факторов, но и факторов, имеющих немонетарную природу. Тем самым Дж. Кейнсом был реализован качественно иной подход к инфляции, суть которого состояла в отказе от жестких закономерностей, которые предполагала количественная теория денег. Было доказано, что при прогнозировании динамики цен необходимо учитывать направление изменения скорости обращения денег, а также объем выпускаемых товаров и услуг (т.е. состояние экономической конъюнктуры). К тому же между денежной эмиссией и началом роста цен всегда существует некий временной разрыв (в несколько месяцев), использование которого властями способно нейтрализовать инфляционную угрозу адекватным наращиванием объема товарной продукции, если, конечно, для этого в стране имеются незагруженные производственные мощности. В связи с этим в определенных условиях (прежде всего при недоиспользовании трудовых и материальных ресурсов, т.е. в обстановке рецессии) умеренный рост денежной массы М и соответственно платежеспособного спроса может в большей мере воздействовать на подъем производства и в меньшей (вплоть до нуля) — на рост цен.
Длительное господство кейнсианского подхода, осознание несравненно большей степени соответствия отстаиваемой его представителями природы инфляционного процесса объективным реалиям привели к тому, что выпуск избыточного количества денег перестал рассматриваться в качестве не только единственного, но и главного источника роста общего уровня цен. В современном обществе существует множество причин инфляционного процесса, остающихся далеко за пределами монетаристской интерпретации, но играющих самостоятельную роль в процессе повышательного движения цен. Так, в развивающихся странах (прежде всего в латиноамериканском регионе, где инфляция долгое время была проблемой номер один) на базе их собственного опыта родилась теория структурной инфляции. Не отвергая монетаристских представлений, приверженцы такого взгляда на природу инфляции утверждают, что инфляция лишь частный случай более обшей проблемы несбалансированности воспроизводства, результат многих диспропорций национальной экономики (между военно-промышленным и гражданским секторами, между добывающей и обрабатывающей промышленностью, между тяжелой и легкой промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством, между материальным производством и сферой услуг и т.п.). Например, причина инфляции состоит в диспропорциональности военно-промышленного и гражданского секторов экономики в связи с милитаризацией последней. Форсированный рост ВПК:
провоцирует бюджетную несбалансированность с соответствующими инфляционными последствиями;
приводит к нерациональному использованию производственных ресурсов (коль скоро немалая часть их направляется на создание средств уничтожения), что препятствует наращиванию предложения продукции гражданского назначения;
порождает дополнительный спрос со стороны работников, занятых в производстве вооружений. Выступая на потребительском рынке в роли покупателей товаров народного потребления, они в то же время могут быть полностью выключены из процесса их производства.