Функция потребления и функция сбережения. предельная склонность к потреблению и сбережению
Исследование функции потребления началось с Дж. Кейнса, который предположил, что среди множества факторов, влияющих на потребительскую активность домохозяйств, решающим является располагаемый доход: С = f(Y) .
Функция потребления Дж. Кейнса
Кейнсианская функция потребления показывает отношение реальных потребительских расходов С к реальному располагаемому доходу Y в их движении. Если бы отсутствовали сбережения и любой доход использовался исключительно на потребление, тогда функция потребления приняла бы вид прямой, расположенной под углом 45° градусов (биссектрисы). Однако в действительности потребление может весьма существенно отличаться от дохода, причем как в одну, так и в другую сторону. Реальная функция потребления С = f(Y) представлена на графике прямой АГ, на которой Б — точка нулевого сбережения. Слева от нее (например, в точке А) расположена зона отрицательного, а справа (в точках В, Г) — зона положительного сбережения. Величина потребления при каждом уровне дохода определяется расстоянием от оси Y до функции потребления, а величина сбережения — расстоянием от функции потребления до биссектрисы. При этом прямая АГ не проходит через начало координат, поскольку существует так называемое автономное потребление Сn— часть потребительских расходов, не зависящая от располагаемого дохода. Даже при отсутствии текущих доходов семьи не могут перестать потреблять, например, продавая свои активы или залезая в долги. Такой уровень потребления (существенно различающийся в странах мира) правительство гарантирует даже лишенным текущего дохода домохозяйствам через установление прожиточного минимума и систему трансфертных платежей. Кроме того, уровень автономного потребления зависит от суммарных активов домохозяйств, полученного ими наследства, величины гуманитарной помощи из-за рубежа, ожидаемых будущих доходов и т.п.
Предельная склонность к потреблению МРC равна отношению прироста потребления ∆С к приросту располагаемого дохода ∆Y:
МРC = ∆С : ∆Y.
Она показывает, какая доля дополнительного дохода направляется на приращение потребления. Обоснованный Дж. Кейнсом так называемый основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. Иначе говоря, с ростом дохода все большая его часть направляется на сбережения и соответственно меньшая — на потребление. Например, обеспеченные семьи тратят на приобретение продовольственных товаров, одежды, обуви гораздо меньшую долю своих текущих доходов по сравнению с семьями, живущими, как принято говорить, от зарплаты до зарплаты, хотя, безусловно, абсолютный размер расходов первых на эти цели оказывается выше. Однако повышение доли расходов на питание — верный признак ухудшения материального положения домохозяйств. Страна признается бедной, если доля ее затрат на приобретение продовольственных товаров в структуре потребительских расходов превосходит 1/3. Ясно, что подобных государств не может быть в составе ЕС, где удельный вес этих первоочередных расходов в среднем равен 17%.
Функция сбережения и по сей день вызывает оживленные дискуссии в мировой науке. По мнению классиков, важнейшим фактором, определяющим динамику сбережений, является процентная ставка r: S = f(r). Так, повышение процента по государственным облигациям, по вкладам населения в коммерческие банки резко усиливает его сберегательную активность, побуждая людей отказываться от текущего потребления.
Зависимость сбережений от процентной ставки
В кейнсианской теории функция сбережения есть лишь зеркальное отражение функции потребления, поскольку решающим фактором, детерминирующим уровень сберегательной активности S, признается опять-таки располагаемый доход: S = f(Y).