Социальные издержки и государственная политика.
Большинство современных экономистов сходятся во мнении относительно того, что распространение монополий снижает экономическую эффективность, а следовательно, невыгодно обществу. Происходит это по следующим причинам.
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится.
Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию, т.е. монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТП.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть. Во многих странах закон возлагает ответственность за монопольное поведение не только на фирмы, но и персонально на их руководителей.
К числу наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
- предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
- снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
- принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;
- введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях - установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
- введение прямого государственного контроля за ценами и заработной платой (чаще всего это относится к естественным монополиям);
- наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации (т.е. продажи одинаковых товаров на одном и том же рынке по разным ценам различным покупателям).
Олигополия.
Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение одной из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукты могут быть фактически одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются:
1. Эффект масштаба, позволяющий сократить издержки на единицу продукции.
2. Барьеры для вступления: необходимость владения патентами и стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу.
3. Преимущества слияния: объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба.
Поведение в отношении цены и выпуска. Особенностью олигополии является взаимосвязь решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений.
Не существует единой теории олигополии. Ни одна из созданных моделей не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Тем не менее они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.
Модель Курно основана на двух допущениях:
- на рынке присутствуют только две фирмы (X,Y);
- каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой Y можно рассмотреть на графике:
Рис. 7.3.
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На графике показано, как сместится кривая спроса на продукцию фирмы Х (от D0 к D1,D2). Цена и объем производства, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от Р0 до Р1,Р2 и от Q0 до Q1, Q2.
Подобный график можно составить и для фирмы Y, отражая на нем изменения цены и объема выпуска в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.
В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом - снизят цены и объем производства. Однако конкурент может занять и активную позицию, т.е. снизить цену еще сильнее и таким образом не допустить соперника на рынок.
«Ценовая война» снижает прибыли обеих сторон, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если снизятся издержки, упадет спрос или произойдут еще какие-нибудь события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также непривлекательно, так как конкуренты могут и не последовать этому примеру. Именно по этим причинам конкуренция в олигополистических отраслях носит неценовой характер.
Монополистическая конкуренция.
Это еще один тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, основными чертами которого являются:
- присутствие на рынке относительно большого числа мелких фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой и минимизирует взаимную зависимость;
- эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
- экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию (качество продукта, условия продажи, реклама);
- вступление в отрасль является относительно легким, так как не требует значительных начальных капиталовложений, а эффект масштаба незначителен;
- спрос на продукцию не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока.
Цена и объем производства в краткосрочном периоде. Исходя из уже известного нам равенства предельного дохода и предельных издержек в краткосрочном периоде, фирмы будут выбирать цену и объем выпуска максимизирующие прибыль или минимизирующие затраты. Разница этих двух подходов видна на графиках:
Рис. 7.4.
MC - предельные издержки; MR - предельный доход;
D – спрос; AVC - средние переменные издержки;
ATC - средние валовые издержки.
Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.
Долгосрочный период. На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго, т.к. убыточные фирмы уйдут из отрасли, а высокие прибыли привлекут в отрасль множество новых предпринимателей, что приведет к снижению спроса на товары уже существовавших предприятий. Долгосрочной целью фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, можно считать безубыточность.
Рис. 7.5.
На графике показана ситуация долгосрочного равновесия. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции.
Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмы могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукции и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.
Дифференциация продукции представляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.
Вопросы для самоподготовки.
1. Какие формы несовершенной конкуренции принято выделять?
2. Каким образом монополист выбирает оптимальный объем производства?
3. Является ли монополии благом для общества?
4. Как государство реагирует на существование и развитие монополий?
5. В чем заключаются особенности положения фирмы-олигополиста на рынке?
6. К чему стремится фирма, действующая на рынке монополистической конкуренции?
В чем отличие монополистической конкуренции от совершенной?
Задачи и ситуации.
1. Конкуренция считается несовершенной, если:
а) на рынке присутствует неограниченное количество производителей;
б) покупатель диктует цены;
в) существует дифференциация продуктов;
г) все фирмы производят одинаковую продукцию.
2. Для предприятия-монополиста характерно:
а) завышение цен на выпускаемую продукцию;
б) равенство дохода и цены;
в) стремление к снижению производственных издержек;
г) заинтересованность в развитии НТП.
3. Особенность олигополии заключается:
а) в присутствии на рынке множества конкурентов;
б) в зависимости от действий конкурентов;
в) в возможности фирм неограниченно повышать цены;
г) в жестком контроле и регулировании со стороны государства.
4. В условиях монополистической конкуренции целью фирмы может послужить:
а) стремление увеличить цену на продукцию;
б) стремление к безубыточности производства;
в) увеличение предельных издержек;
г) снижение предельного дохода.