Тема18.Основные проблемы географической ценовой дискриминации.
Вопросы для подготовки к занятию по теме
1.В чем суть географической ценовой дискриминации?
2. Какие проблемы существуют в ценовой дискриминации?
Задания для подготовки к занятию по теме
1. Изучите ценообразование на основе системы базисных пунктов.
2. Рассмотрите на конкретном примере использование географической ценовой дискриминации.
Задания для практической работы по теме 18.
1. Фирма продает товар на двух изолированных рынках. На одном рынке она действует как абсолютный монополист, на другом - в окружении фирм-аутсайдеров. На первом рынке рыночный спрос описывается формулой Qd = 60 - 12Р, на втором - Qd = 100 - 2Р. На втором рынке число аутсайдеров постоянно и составляет 10. Долгосрочные предельные издержки аутсайдера описываются формулой MCi = 2 + qi, где qi - объем продаж аутсайдера. Долгосрочные предельные издержки фирмы-монополиста описываются формулой МС = 0,lq. Определите объем продаж, сумму прибыли фирмы-монополиста и аутсайдеров:
а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;
б) если фирма не осуществляет ценовой дискриминации.
2. Фирма, производящая товар с нулевыми издержками, продает товар на двух рынках, спрос на которых описывается формулами: на первом рынке – Qd1= 100 - Р; на втором - Qd2 = 50 - Р.
А. Определите цены, объем продаж и прибыль фирмы, осуществляющей ценовую дискриминацию в том случае, если рынки абсолютно изолированы.
Б. Представим себе, что покупатели приобрели возможность персонального арбитража, не сопряженного ни с какими дополнительными затратами. Как изменятся объем продаж и прибыль фирмы, а также выигрыш потребителей на рынке, если фирма назначила цены такие, как мы определили в пункте (А)?
В. Пусть персональный арбитраж возможен, однако сопряжен с трансакционными издержками в размере 10 на единицу продукции. Ответьте на вопрос (А) с учетом изменившихся условий.
Тема 19. Пространственное ценообразование и эффективность
Вопросы для подготовки к занятию по теме
1. В чем суть пространственного ценообразования?
2. Каковы проблемы в практическом использовании пространственного ценообразования?
Задания для подготовки к занятию по теме
1. Рассчитайте эффективность пространственного ценообразования.
2. Рассмотрите на конкретном примере использование пространственного ценообразования.
Задания для практической работы по теме 19.
1. На рынке действуют две фирмы с идентичными функциями издержек TC(q)=10q. Функция спроса на товар описывается уравнением Qd = 1500 - 50Р. Найдите параметры рыночного равновесия:
- по Штакельбергу;
- по Курно;
- по Бертрану;
- при наличии картеля.
Сравните общественное благосостояние, выигрыши потребителей и производителей при равновесиях разного типа.
2. На рынке действуют два продавца с идентичными производственными функциями. Они заключают соглашение о разделе рынка. Если обе фирмы будут следовать соглашению, их прибыль будет составлять по 80 млн. руб. ежегодно. Если обе фирмы нарушат соглашение, они получает прибыль по 30 млн. руб. Если одна фирма нарушит соглашение, а вторая нет, то нарушитель получает 150 млн. руб. прибыли, а соблюдавшая соглашение сторона -10 млн. руб. Какие стратегии фирм формируют Парето-равновесие? Что будет служить равновесием по Нэшу в неповторяющейся игре? в повторяющейся игре? Почему для ответа на последний вопрос важно знать значение дисконтирующего множителя вероятности повторных продаж?
3.4. Правила оформления результатов выполненных заданий по каждой теме.
Согласно учебному плану студент должен выполнить конкретные задания по каждой теме и ответить на соответствующие вопросы.
Для обеспечения однозначности толкования результатов выполненных заданий по каждой теме, а значит, уменьшения вероятности ошибки при проверке результатов предлагаются единые правила оформления результатов.
Результаты выполненных заданий следует оформлять в письменном виде. Полученные данные необходимо записать в таблицу, проанализировать и изобразить графически. Номер варианта задания указывается студентом в начале выполнения работы.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить по учебнику те разделы курса, по материалам которых они составлены. Условие задачи должно быть переписано в тетрадь полностью. Помимо того, нужно выписать из таблиц исходные числовые данные соответствующего варианта задания и, если имеется, воспроизвести рисунок.
Расчет некоторых задач следует начать с подстановки в расчетную формулу числовых значений известных величин. В процессе расчета приводят результаты промежуточных вычислений и конечный результат. Недопустимо представлять решения без пояснительного текста и вычислительных операций. Выводы и предложения должны быть конкретными, реальными и обоснованными.
3.5.Вопросы для самоподготовки.
1. Типы государственного воздействия на рыночные структуры: регулирование и антитрестовская политика.
1. Основные черты, характеризующие рыночную структуру.
2. Подходы к анализу функционирования фирмы.
3. Технологическая концепция фирмы - технологические границы фирмы, горизонтальные и вертикальные границы роста.
4. Контрактная концепция фирмы - трансакционные издержки, пределы внутренних и внешних контрактов.
5. Принципиальные организационные формы фирм.
6. Основные концепции конкуренции. Чистая конкуренция. Совершенная конкуренция.
7. Квазиконкурентный рынок. Эффективность конкурентных рынков. Политические аргументы в пользу конкуренции.
8. Неэффективность монопольного ценообразования. Распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии.
9. Монополия и благосостояние страны. Альтернативные издержки монополизации.
10. Структурные, поведенческие, функциональные критерии работающей конкуренции.
11. Тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Измерение уровня концентрации продавцов.
12. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка. Нестратегические барьеры входа.
13. Эффект масштаба. Ограничения эффекта масштаба. Эффект масштаба и вертикальная интеграция.
14. Вертикальная интеграция первого типа (интеграция ресурсов). Вертикальная интеграция второго типа (интеграция конечного продукта).
15. Диверсификация деятельности фирмы. Дифференциация продукта. Характеристики спроса.
16. Иностранная конкуренция. Стратегические барьеры входа.
17. Ценообразование, ограничивающее вход.
18. Неценовые стратегии создания барьеров входа.
19. Дополнительные инвестиции в оборудование. Дифференциация продукта.
20. Монопольная власть доминирующей фирмы.
21. Причины рыночной власти доминирующей фирмы: наличие преимуществ в издержках; возможность выпуска более качественной продукции; реклама, репутация, приверженность марке как причины доминирования; доминирование как результат картельного
22. Причины возникновения картелей. Проблема нарушения соглашений.
23. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения.
24. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.
25. Социальные издержки картеля.
26. Причины возникновения ценовой дискриминации.
27. Условия эффективности ценовой дискриминации.
28. Типы ценовой дискриминации.
29. Практика ценовой дискриминации. Связанные продажи.
30. Определение комбинаций объема покупки/цены.
31. Скидки как метод ценовой дискриминации.
32. Межвременная дискриминация .
33. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах.
34. Проблема лизинга.
35. Планируемое устаревание товара.
36. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние.
37. Воздействие на распределение доходов.
38. Воздействие на экономическую эффективность.
39. Ценовая дискриминация и естественная монополия.
40. Воздействие ценовой дискриминации на конкуренцию.
41. Ценообразование на основе системы базисных пунктов.
42. Основные проблемы географической ценовой дискриминации.
43. Ценообразование на основе системы базисных пунктов.
Список используемой литературы.
Основная литература:
1. Авдашева, С.Б., Розанова, Н.М. Теория организации отраслевых рынков.— М.: Магистр, 2013.
2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2011. – 345 с.
3. Басовский Л.Е. . Экономика отрасли: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2012. – 145 с.
4. Гайнутдинов Э.М. Экономика промышленного производства. Практикум. – М.: Высшая школа, 2012. – 255 с.
5. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия. Учебник. 6-е изд.,перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 414 с.
6. Кен Хитер. Экономика отраслей и фирм. М.: Финансы и статистика, 2011. – 480 с.
7. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело, 2010.
8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело, 2010.
9. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания. – М.: КноРус, 2013. – 400 с.
10. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова - М.: Вузовский учебник, 2010. – 192 с. :
11. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник. – СПб.: Экономика, 2009. – 815 с.
12. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. – М.: Инфра-М, 2010. – 309 с.
13. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 2012. – 442 с.
14. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ДиС, 2012. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)
15. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие. М.: ДиС, 2012. – 240 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова)
16. Тумин В.М., Коряков А.Г., Михайлов В.Г., Сухов С.В., Аксенова Т.В. Экономика ресурсов отрасли: задачи и ситуации. Учебное пособие – М.: КузГТУ, 2010. – 78 с.
17. Экономика отрасли: Учебное пособие для вузов / под ред. Пелиха А.С. – Ростов-н/Д: Феникс, 2011. – 448 с.
18. Экономика предприятия: учебное пособие / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2011 - 132 с.
19. Экономика промышленного предприятия. Под ред. Кантора Е.Л., Маховиковой Г. А., Кантора Е. Л. Ростов-н/Д.: МарТ, 2011. – 864 с.