Модуль 4. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Несовершенная конкуренция и стратегическое поведение фирм на рынке
1. Фирма производит специфический продукт. Издержки его производства зависят от выпуска продукции как ТС = 2q + 0,2q2. В момент производства фирма не знает, найдет ли ее товар сбыт. С вероятностью ρ она сможет продать любое его количество по цене, равной 5, с вероятностью (1 - ρ ) - не сможет продать ничего. Произведенный продукт не подлежит хранению. Крупная фирма предлагает заключить долгосрочный договор на поставку 8 единиц продукта на условиях оплаты по цене «средние издержки + 5%». В каком случае долгосрочный контракт предпочтительнее производства на свободный рынок?
Ответ: При вероятности продажи на свободном рынке ниже 0,615 выгоднее заключить договор на предлагаемых условиях.
2. Рыночный спрос на конечную продукцию описывается уравнением Qd = 100 - Р. Технология производства конечной продукции предполагает фиксированные пропорции использования двух типов промежуточной продукции (назовем их А и С): для выпуска единицы конечной продукции необходима одна единица промежуточного продукта А и одна единица промежуточного продукта С. Рынок промежуточного продукта С конкурентный, средние издержки производства продукта составляют 2. Средние и предельные издержки производства промежуточной продукции А также равны 2. Определите, как повлияет вертикальная интеграция на прибыль фирм на рынке и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции, при условии:
а) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по одному производителю-монополисту;
б) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по пять фирм-олигополистов, взаимодействующих по Курно.
Сделайте выводы относительно предпочтительности вертикальной интеграции:
• с точки зрения фирм;
• с точки зрения потребителей;
• с точки максимизации общественного благосостояния.
Ответ:
Прибыль продавца на рынке конечной продукции | Прибыль продавца на рынке промежуточной продукции | Выигрыш потребителей на рынке конечной продукции | Общественное благосостояние | ||
а) в отсутствие вертикальной интеграции | |||||
в случае вертикальной интеграции | 1200,5 | 3601,5 | |||
б) в отсутствие вертикальной интеграции | 213,3 | 177,8 | 4176,7 | ||
в случае вертикальной интеграции | 266,8 | 333,4 | 4667,24 | ||
3. Фирма-монополист, производящая конечную продукцию Z, продает ее на рынке, где спрос описывается формулой Qdz = 100 - Pz. В производстве конечного продукта используются два типа промежуточной продукции - X и Y. Производственная функция Qz = =√XY Рынок промежуточной продукции Y является рынком совершенной конкуренции, причем средние издержки производства постоянны и равны 1. На рынке промежуточной продукции X действует фирма-монополист, производящая товар со средними издержками 0,5.
а) определите функцию спроса на промежуточную продукцию X и ценовую эластичность спроса; сделайте выводы относительно оптимальной ценовой политики продавца промежуточной продукции по отношению к производителю товара Z;
б) представим себе, что производитель промежуточной продукции X выбирает между тремя вариантами ценообразования на товар:
Рх = 1; Рх = 4; Рх - 9.
Для каждого уровня цены определите объем спроса на промежуточную продукцию X, объем спроса на промежуточную продукцию Y, прибыль производителей промежуточной и конечной продукции;
в) определите параметры равновесия в том случае, если бы производитель конечной продукции поглотил фирму, производящую промежуточную продукцию X. Существует ли на таком рынке проблема «двойной надбавки»? Заинтересованы ли производители в вертикальной интеграции?
Ответ:а) спрос на промежуточную продукцию X со стороны производителя конечной продукции Z описывается формулой Q √Px-l. Ценовая эластичность спроса составляет ((-25/√Рх)/[50/√Рх -1]). При ценах ниже 625 спрос на промежуточную продукцию неэластичен, так что производитель товара X заинтересован в повышении цен.
б)
Рх | Qdx | π | Qdy | Pz. | π |
24,5 | |||||
15,67 | 133,195 |
в) после поглощения фирмы, производящей товар X, Qdy ò 35; Pz = 50,7; πz + х = 2430,5.
4. Пусть на рынке в модели «кругового города» (см. главу 6) действуют пять официальных дистрибьюторов производителя X на одинаковом расстоянии друг от друга Максимальная готовность платить за товар фирмы θ = 10, транспортный тариф t = 6, предельные издержки производства товара постоянны и равны 1. Предполагаем, что затраты дистрибьюторов на транспортировку и хранение товара нулевые. По условию договора между производителем и дистрибьюторами сумма прибыли, полученной при продаже товара конечным потребителям, делится пополам.
а) определите сумму прибыли производителя в том случае, когда он не проводит политику «исключительных территорий» (подсказка: дистрибьюторы имеют возможность конкурировать между собой);
б) определите сумму прибыли производителя в том случае, если он проводит политику «исключительных территорий», ограничивая круг потенциальных покупателей каждого дистрибьютора 20% рынка.
Ответ: а) прибыль производителя 3;
б) прибыль производителя 21.
5. На локальном рынке действует независимый мелкий продавец, обладающий монопольной властью. Предельные издержки на производство товара постоянны и равны 1. Крупная фирма предлагает ему воспользоваться системой франчайзинга. Использование торговой марки крупного авторитетного продавца повысит спрос на товар независимой фирмы. Остаточный спрос на товар фирмы, не использующей систему франчайзинга, описывается уравнением Qd = 10 - Р, использующей систему франчайзинга уравнением Qd = 10 - 0,5Р. Крупная фирма принимает решение о схеме оплаты фразчайзинга, выбирая из трех вариантов:
1) фиксированная плата за использование торговой марки плюс 30% от общей выручки;
2) фиксированная плата за использование торговой марки плюс 10% от общей выручки;
3) фиксированная плата за использование торговой марки без отчислений от выручки. Определите, какая схема предпочтительна для крупной фирмы.
Ответ:
Схема оплаты | Прибыль мелкой фирмы, не использующей франчайзинг | Прибыль фирмы-франчайзи | Максимальное значение фиксированной платыА | Общая прибыль фирмы-франчайзера | |||
А + 30% от общей | 20,25 | 30,17 - А | 9,92 | 24,84 | |||
выручки | |||||||
А+ 10% от общей | 20,25 | 40,12 - А | 19,87 | 24,85 | |||
выручки | |||||||
А | 20,25 | 45,125 - А | 24,875 | 24,875 | |||
6. В отрасли 5 производителей, на долю которых приходится 60% рынка данной продукции, заключают соглашение о контроле за ценами. В настоящее время ценовая эластичность рыночного спроса равна (-0,6), а ценовая эластичность конкурентных поставок некартелированных производителей составляет 0,75. Определить:
- эластичность спроса на поставки картеля;
- величину оптимальной ценовой надбавки, при которой картель максимизирует свою прибыль;
- оптимальную цену и объем сбыта картеля, если известно, что в условиях свободной конкуренции цена равна 24, а предельные издержки выпуска зависят от выпуска как: MC(q) = 0,4q + 4;
- величину монопольной прибыли участников картеля и величину прибыли производителей в условиях свободной конкуренции. Какова норма прибыли картеля по сравнению с прочими производителями?
- потери «мертвого груза» от картеля.
Ответ: Е = 1,4; оптимальная ценовая надбавка 20%; цена картеля 100; объем сбыта 150; потери мертвого груза 2000.