Институт «Экономики и бизнеса»
Кафедра «Экономика и управление народным хозяйством»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор института
«Экономика и бизнес»
_________________Г. В.Язев
протокол № 5
от «28» февраля 2014г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Теория отраслевых рынков
Направление подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика»
профили: «Антикризисное регулирование деятельности организации», «Экономика организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»
формы обучения: очная , заочная, очно-заочная, заочная сокращенная
курс: 3, 4
Москва 2014 год
Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» (протокол № 5 от 23 января 2014г.).
Составили:
Минаева Елена Вячеславовна,профессор, д.э.н., профессор
Рябова Таисия Фоминична,профессор, д.э.н., профессор
Проскурина Зинаида Борисовна,к.э.н., доцент
Рецензенты:
Тульская Нина Степановна - профессор кафедры «Маркетинга» Московского государственного университета пищевых производств, к.э.н., доцент
Гусев Валерий Владимирович - профессор кафедры «Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса» ФГБУ ВПО «Московского государственного университета технологий и управления», д.э.н., профессор
«Теория отраслевых рынков»: учебно-методический комплекс. - М.: МГУТУ, 2014.- 223с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория отраслевых рынков» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 «Экономика». Предназначен для студентов всех форм обучения.
© Московский государственный университет
технологий и управления, 2014
109004, Москва, Земляной вал, 73
© Минаева Е.В., Рябова Т.Ф., Проскурина З.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Рабочая учебная программа дисциплины………………………………………………3
1.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………..3
1.2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины……………… 4
1.3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы ………………………………..6
1.4. Содержание дисциплины …………………………………………………………… 10
1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
и виды учебной работы………………………………………………………… ……….10
1.4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей
дисциплины……………………………………………………………………………….22
1.4.3. Содержание учебно-образовательных модулей…………………………………27
1.4.4. Практические работы ………………………………………………………………32
1.4.5. Примерная тематика тренингов………………………………………………….35
1.5. Самостоятельная работа…………………………………………………………… 39
1.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..44
1.7. Материально–техническое обеспечение дисциплины……………………………….46
1.8. Контроль и оценка результатов обучения…………………………………………….47
1.8.1. Контроль знаний по дисциплине…………………………………………………… 47
1.8.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине ………………………………………..47
1.9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………………50
1.10. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине……..….51
2. Практикум………………………………………………………………………………….58
3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов………..80
4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения……………..110
5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)……………………………… 122
6. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену………………………………………… 130
7. Учебное пособие или краткий курс лекций……………………………………………..132
8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой……………. 213
9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения……………………… 215
1. Рабочая учебная программа дисциплины.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Курс дисциплины «Теория отраслевых рынков» посвящен анализу рыночных структур и поведения фирм в ситуациях, когда они обладают рыночной властью. Основными вопросами являются: Почему рынки организованы так, а не иначе? Каким образом то, как организован рынок, влияет на поведение фирм? Как поведение фирм влияет на структуру рынка и его характеристики? Как способ организации рынка влияет на благосостояние?
Целью освоения дисциплины «Теория отраслевых рынков» является углубление представлений студентов о функционировании несовершенных рынков и роли государства в противодействии злоупотреблению рыночной властью.
Задачами дисциплины являются:
- развитие инструментария экономического анализа применительно к более глубокому исследованию рыночных структур,
- углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм,
- более полное изучение возможности и/или необходимости государственного регулирования отраслевой структуры, а также разных вариантов управленческих решений, применительно к различным рыночным структурам,
- выработка навыков типологического анализа рынков и отраслей,
- углубление навыков экономического анализа,
- оценка принятых фирмой экономических решений для разных типов рыночных структур,
- изучение особенностей управления фирмой в тех или иных условиях рынка и отрасли.
- изучение основных моделей формирования и функционирования разного рода рыночных структур, основных принципов поведения фирм на разных рынках, последствий такого поведения для деятельности экономики в целом, вариантов отраслевой политики государства.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Теория отраслевых рынков» относится к базовой части (Б3.11) профессионального цикла.
Изучение дисциплины требует знания полученных ранее при изучении дисциплин «Макроэкономика», «Экономика организации пищевой промышленности», «Менеджмент».
Освоение дисциплины «Теория отраслевых рынков» необходимо для успешного изучения дисциплин «Государственное регулирование экономики», «Маркетинг», «Реструктуризация организации».
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Теория отраслевых рынков» студенты должны:
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
- методы построения экономических моделей объектов, явлений, процессов;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;
владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
Студент, обучающийся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины «Теория отраслевых рынков» должен обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- профессиональными компетенциями (ПК):
расчетно-экономическая деятельность
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
организационно-управленческая деятельность
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
педагогическая деятельность
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Предметная область дисциплины
Основным объектом дисциплины «Теория отраслевых рынков» выступает исследование механизма, приводящего производственную деятельность в возможно более полное соответствие со спросом на товары и услуги.
Теория отраслевых рынков отвечает на следующие вопросы:
— какие продукты и в каком количестве производить;
— каким образом использовать ограниченные ресурсы общества на производство каждого из продуктов;
— как конечные продукты должны быть распределены между различными членами общества.
Предмет теории отраслевых рынков связан с рыночным подходом, в соответствии с которым потребители и производители действуют на основе ценовых сигналов, порожденных спросом и предложением.
Особое внимание уделяется также состоянию добывающих и обрабатывающих отраслей, которые создают материальную основу жизни общества в индустриально развитых экономических системах.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1.1.
Распределение трудоемкости дисциплины «Теория отраслевых рынков»
по видам учебной работы для профилей подготовки «Антикризисное регулирование деятельности организации», «Экономика организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» для очной формы обучения
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 1,4 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,9 | |
Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия | 0,5 | |
Самостоятельная работа (всего) | 1,6 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 0,4 | |
Подготовка контрольных работ | --- | |
Подготовка курсовых проектов (работ) | --- | |
Изучение тем лекций | 0,4 | |
Подготовка к рубежному контролю | 0,4 | |
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) | 0,4 | |
Контроль (форма) | ||
Входной, текущий, рубежный | + | + |
экзамен | 1,0 |
Таблица 1.2.
Распределение трудоемкости дисциплины «Теория отраслевых рынков»
по видам учебной работы для профилей подготовки «Антикризисное регулирование деятельности организации», «Экономика организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» для очно-заочной формы обучения
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 0,6 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,33 | |
Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия | 0,27 | |
Самостоятельная работа (всего) | 3,4 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 1,1 | |
Подготовка контрольных работ | --- | |
Подготовка курсовых проектов (работ) | --- | |
Изучение тем лекций | 0,7 | |
Подготовка к рубежному контролю | 0,6 | |
Подготовка к промежуточной аттестации (зачету) | 1,2 | |
Контроль (форма) | ||
Входной, текущий, рубежный | + | + |
Зачет | + | + |
Таблица 1.3.
Распределение трудоемкости дисциплины «Теория отраслевых рынков»
по видам учебной работы для профилей подготовки «Антикризисное регулирование деятельности организации», «Экономика организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» для заочной формы обучения
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 0,39 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,28 | |
Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия | 0,11 | |
Самостоятельная работа (всего) | 3,6 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 0,8 | |
Подготовка контрольных работ | 0,3 | |
Подготовка курсовых проектов (работ) | --- | |
Изучение тем лекций | ||
Подготовка к рубежному контролю | 0,7 | |
Подготовка к промежуточной аттестации (зачету) | 0,8 | |
Контроль (форма) | ||
Входной, текущий, рубежный | + | + |
Зачет | + | + |
Таблица 1.4.
Распределение трудоемкости дисциплины «Теория отраслевых рынков»
по видам учебной работы для профилей подготовки «Антикризисное регулирование деятельности организации», «Экономика организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» для заочной сокращенной формы обучения
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 0,22 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,17 | |
Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия | 0,05 | |
Самостоятельная работа (всего) | 3,8 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 0,9 | |
Подготовка контрольных работ | 0,6 | |
Подготовка курсовых проектов (работ) | --- | |
Изучение тем лекций | 0,8 | |
Подготовка к рубежному контролю | 0,8 | |
Подготовка к промежуточной аттестации (зачету) | 0,7 | |
Контроль (форма) | ||
Входной, текущий, рубежный | + | + |
Зачет | + | + |
* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы
** Система контроля степени освоения дисциплины и оценка приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость