Виды денежно-кредитной политики.
В зависимости от экономической конъюнктуры Центральный банк проводит политику либо «дорогих», либо «дешевых» денег.
Если инфляция в стране приобретает опасные размеры, то Центральный банк ставит перед собой цель удержать денежную массу в существующих размерах, не допустить новой эмиссии денег.
Если в стране необходимо создать благоприятные условия для инвестирования, то Центральный банк будет вынужден пожертвовать стабильностью денежной массы и станет контролировать уровень процентной ставки, не давая ему расти под влиянием спроса на деньги.
Такая денежная политика Центрального банка носит название гибкой монетарной политики, в основе которой лежат «дешевые» деньги.
Если в стране ставится задача поддержки развития экономики или компенсируется замедление денежного оборота, то допускается одновременный рост денежной массы и процентной ставки.
Такую компромиссную политику принято называть промежуточной монетарной политикой.
Выбор Центральным банком той или иной политики в предложении денег зависит от причин, породивших изменения в спросе на деньги.
Инструменты денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика Центрального банка состоит из четырех элементов: Операции на открытом рынке. Смысл действий состоит в том, что, продавая и покупая ценные бумаги на доступных для всего населения условиях, Центробанк регулирует денежное обращение в стране: продавая бумаги, Центробанк связывает денежную массу, изымает излишние деньги населения, фирм и коммерческих банков, а покупая – увеличивает. Изменения учетной ставки процента. Государство в лице Центробанка является кредитором коммерческих банков, которые получают у него кредиты под собственные долговые обязательства. Обеспечением кредитов Центрального банка выступают государственные ценные бумаги, принадлежащие коммерческим банкам. Учетная политика ведется путем установления и пересмотра ставки рефинансирования, которая затрудняет или облегчает получение денежных ресурсов, что влияет, в свою очередь, на возможности коммерческих банков выдавать кредиты клиентам. Изменение резервных требований к коммерческим банкам. Все банки должны резервировать часть своих финансовых средств на обеспечение гарантии выплат, не пуская их в оборот. Нормы обязательного резервирования устанавливаются на уровне примерно 10 %. Если Центробанк ужесточает резервные требования к коммерческим банкам и это ведет к сокращению денежной массы, то такие действия называются рестриктивной денежной политикой, а если наоборот – экспансионистской. Таргетирование денежной массы. Смысл мер – установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на определенный период развития экономики. Причем верхний предел роста денежной массы ни при каких обстоятельствах не должен быть превышен. По существу, речь идет о своеобразном «денежном корсете» для экономики. Издержки производства и прибыль фирмы. Центральное место в анализе хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия занимает анализ издержек и дохода в той или иной форме. Вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции, называется издержками производства.Бывают внешними и внутренними. К внешним, или явным издержкам относятся те затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги. К таким затратам относятся, например, плата за сырье и материалы, заработная плата наемных работников, выплата процентов за кредиты, рента за аренду земли, оплата транспортных расходов, различного рода консультационных услуг и многое другое. Внутренние, или скрытые (неявные) издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Это такие расходы, которые не выступают в форме денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Оценка внутренних издержек осуществляется либо с помощью приравнивания стоимости собственных ресурсов к рыночным ценам идентичных ресурсов, которые пришлось бы оплатить, если бы предприятие не располагало ими, либо путем определения денежных платежей, которые можно было бы получить в случае предоставления собственных ресурсов другим рыночным контрагентам. |
Доход фирмы - это выручка, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции.
Различают следующие виды прибыли:
• бухгалтерскую— часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует вмененные (скрытые) издержки;
• экономическую(чистую) — то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя);
• нормальную – прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, то есть, предоставлен в виде ссуды, аренды.
• балансовую— разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия.
Также существует другое определение нормальной прибыли – нормальная прибыль – это уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели.