Эластичность предложения товаров. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены. Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара.Ч ем более полога кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара. Аналогично эластичности спроса.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения;

2. способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения;

3. фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения;

4. уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены;

5. степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

6. технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение)

Говоря об эластичности предложения мы должны иметь в ввиду, что эти изменения происходят во времени, и следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен должен пройти определенный промежуток времени.

Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

Экономическое содержание и функции налогов. Принципы налогообложения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Функции налоговследуют из их экономического содержания.

Фискальная функцияреализует формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным.

Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

Стимулирующая(или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

Контрольная(иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

Функции налогов тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

Принципы налогообложения— это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципывпервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государ­ства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип хозяйственной независимости. Данный принцип основан на праве частной собственности налогоплательщика, он занимает центральное положение по отношению ко всем остальным принципам.

Принцип справедливости (равенства налогообложения).Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерностипредусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е гг. XX в.

Принцип учета интересов налогоплательщиковрассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичностибазируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

Наши рекомендации