Кредит - движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента.
Кредит - это договор займа между двумя сторонами по поводу предоставления денежных средств или товарно-материальных ценностей на определённых условиях (плата процентов и срок возврата) с целью обеспечения хозяйственной деятельности, удовлетворении потребностей в предоставляемых вещах и т.п.
Основные принципы.
Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах.
Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Принцип срочности кредита отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Платность кредита. Ссудный процент . Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование.
Обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии.
Целевой характер кредита. Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Дифференцированный характер кредита. Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков.
Функции кредита.
Выяснение функций кредита имеет большое практическое значение, поскольку это позволяет использовать его наиболее эффективно.
Кредит выполняет следующие три основные функции:
1) распределительную;
2) эмиссионную;
3) контрольную.
Распределительная функция кредита заключается в распределении на возвратной основе денежных средств. Она проявляется при аккумуляции средств, а также при их размещении. Конкретно эта функция проявляется в процессе временного предоставления средств предприятиям и организациям для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Предприятия таким образом обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций.
Содержание эмиссионной функции заключается в создании кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Она проявляется в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. в оборот наряду с деньгами в наличной форме входят также деньги в безналичной форме. Действие данной функции проявляется и тогда, когда на основе замещения наличных денег происходят безналичные расчеты.
Содержание контрольной функции состоит в осуществлении контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Действие этой функции проявляется в том, что в хозяйстве, получившем кредит, осуществляется всесторонний контроль рублем. Именно на базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятий. Ведь любой кредитор - банк или предприниматель - через ссуду своими методами контролирует состояние заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды, предотвратить несвоевременный возврат долга.
Эти основные функции кредита являются, по мнению некоторых авторов, наиболее значимыми в экономике, так как они играют главную роль. Но не менее важными являются и так называемые "производные" функции кредита: экономия издержек обращения, ускорение концентрации капитала, обслуживание товарооборота, ускорение научно-технического прогресса.
18. Виды банков и кредитных организаций. Кредитная система.
Кредитную систему обычно рассматривают как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и как совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов).
Основой кредитной системы исторически являются кредитные организации (финансово-кредитные институты), прежде всего банки.
Центральные банки— это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место, будучи «банками банков», и являются, как правило, государственными учреждениями. В странах Западной Европы центральные банки были национализированы в период Второй мировой войны или в послевоенный период. В США центральный банк (Федеральная резервная система) находится в смешанной собственности.
Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. Появление термина «коммерческие банки» связано с тем, что вXVIIв. они начали с обслуживания торговли и нарождающейся промышленности.
Специализированные кредитные организации включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).
Структура кредитной системы Российской Федерации.
Центральный банк
Банковская система:
- коммерческие банки
- сберегательные банки
- ипотечные банки
-специализированные небанковские кредитно-финансовые институты
-страховые компании
-инвестиционные фонды
-пенсионные фонды
-финансово-строительные компании
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
19. Регулирование денежно-кредитной системы.
Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота.При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.
На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
1) поддержание стабильности цен;
2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);
3) обеспечение экономического роста;
4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;
6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.
Первая цель денежно-кредитного регулирования— поддержание стабильности цен — в современных условиях она является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.
Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.
Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:
· уменьшение макроэкономических рисков;
· расширение внутреннего кредита;
· концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.
В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третьейиз названных выше целей задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три (4, 5, 6) цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.
Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.
Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:
· удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;
· защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
· уменьшение издержек участников денежного оборота, повышений качества оказываемых услуг;
· создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных процессов в денежном обороте;
· формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;
· развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;
· расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
· совершенствование системы безналичных расчетов.
Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты, регулирования.
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:
· спрос на деньги и предложение денег;
· объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
· скорость оборота денег;
· объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
· коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
· объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
· курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.
Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота.
Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.
Для этого необходимо:
· создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков;
· формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;
· проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;
· достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.
20. Сущность бюджетно-налоговой политики, цели и задачи.
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики ценовая, таможенная и т.д.). Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Субъект управления - государство
объект - налоги и налоговая система
Цели налоговой политики:
1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
4) выбор конкретных норм и методов налоговой политики определяется теми целями, которое государство ставит перед собой разрабатывая и реализуя налоговую политику.
Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).
Задачи налоговой политики: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.
21. Государственный бюджет: доходы и расходы. Дефицит и профицит.
Государственный бюджет- роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. По материальному содержанию государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения функций государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Доходы бюджета -это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимая для выполнения его функций. Основным источником доходов госбюджетов развитых стран в настоящее время являются налоги с корпораций и населения, на них приходится около 80% доходной части бюджета. Вторым по значению источником доходовбюджета является государственный кредит (государственные займы). К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.
Расходы бюджетапредставляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: военные расходы; расходы на вмешательство в экономику; расходы на социально-культурные нужды; расходы на содержание государственного аппарата управления.
Военные расходы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание военных блоков. К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших.
Расходы на вмешательство в экономику могут оказывать огромное стимулирующее воздействие на ее развитие. Финансовая поддержка осуществляется в виде затрат на НИОКР, на экономическую и социальную инфраструктуру, на функционирование и развитие государственных отраслей экономики, поддержку сельского хозяйства.
Затраты на социальные целивключают расходы на здравоохранение, образование, науку, социальное страхование и социальное обеспечение. Расходы на социальное страхование включают расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособия многодетным семьям, пособия по безработице и т.д.
Расходы на управлениевключают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции и органов государственной безопасности.
Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от многих причин: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап развития экономики, приоритеты в экономическом развитии, уровень благосостояния населения, размер госсектора экономики и т.д.
Основное требование к бюджету – его сбалансированность3.
Несмотря на постоянное увеличение доходной части бюджетов, в ведущих зарубежных странах наблюдается постоянный бюджетный дефицит- превышение расходов над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита в основном используются государственные займы, что в свою очередь ведет к росту государственного долга и росту расходов по управлению государственным долгом. В случае превышения доходной части государственного бюджета над расходной возникает бюджетный профицит.
Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений является бюджетной системой.
Бюджетная системаРоссийской Федерации представляет собой совокупность бюджетов трех уровней и включает: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ; 3) местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, сельских бюджетов).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются (в форме правовых актов) представительными органами местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Консолидированный бюджет Российской Федерации-это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В свою очередь консолидированные бюджеты субъектов РФвключают в себя региональный бюджет и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Они представляют собой статистические своды бюджетов, которые характеризуют доходы и расходы - источники поступлений средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам РФ.
22. Налоговая система РФ. Классификация налогов. Элементы налогообложения.
В соответствии с действующим законодательством утверждены следующие виды налогов с учетом правил исчисления и уплаты их на территории РФ (принадлежность к уровням власти/управления):
- 1. Федеральные налоги имеется единый механизм уплаты (единые ставки, сроки, декларации): НДС, НП, акцизы, налог на доходы физических лиц, водный налог (за пользованием водными объектами), государственная пошлина.
- 2. Налоги субъектов федерации (региональные) - влияние субъектов федерации при утверждении категорий льготников, налоговые ставки: например, Налог на имущество организаций, транспортный налог.
- 3. Местные налоги - земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Классификация налога
- Косвенные – налоги, которые включены в цену товара в виде надбавки, увеличивают и уплачиваются в цене конечного потребителя.
- Прямые – налоги, которые взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика.
По платежеспособности:
- Личные (налоги, которые учитывают платежеспособности налогоплательщика)
- Реальные (которые не учитывают платежеспособность и уровень дохода)
Налоговый агент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в налоговый бюджет.
По субъекту налога: Налоги физических лиц, Налоги юридических лиц, Налоги ФЛ и ЮЛ
Виды ставки:
- Твердые (специфические) устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения
- Процентные (адвалорные) устанавливаются в % к единице налога
- Комбинированные (сочетают твердую и процентную ставки)
- Кратные МРОТ
Объект налога:
- Имущество
- Прибыль, доход
- Земля
- Рента
- Капитал
- Средства потребления
Метод обложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы:
- Равные (для каждого равная сумма)
- Пропорциональные (для каждого равная ставка)
- Прогрессивные (с ростом налоговой базы возрастает ставка налога)
- Регрессивные (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога); с 2001-2010 это был единый социальный налог
Периодичность: Разовые (уплата связана с бессистемным, случайным событием) или Регулярные (систематические, текущие)
Бюджетное назначение: Общие или Целевые (предназначенные для формирования конкретного расхода бюджета)
Носитель налога – лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения (налоговая нагрузка и т.д.).
▲ К списку вопросов► 2: Элементы налога
4. Структура и принципы построения современной налоговой системы рф.
Налоговая система РФ- совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему РФ, был принят в конце 1991 г. и был призван реализовать следующие основные принципы построения налоговой системы:
- единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
- четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
- приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права и в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
- однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
- определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.
23. Методы государственного воздействия: стимулирующая и сдерживающая политика.
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Дискреционная налогово-бюджетная политика — комплекс мер, посредством которых законодательная власть манипулирует системой налогообложения и государственными расходами в целях под держания высокого уровня экономической активности. Сюда можно отнести группы законов о налоговой ставке, введении новых налогов и пошлин.
Данные меры воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. С точки зрения
Выделяют стимулирующую и сдерживающую дискреционную налогово-бюджетную политику:
1. Стимулирующая– при борьбе с экономическим спадом. Увеличивают государственные расходы, снижают налоги.
2. Сдерживающая – на фазе «перегрева» экономики. Снижают государственные расходы, увеличивают налоги.
В коротком периоде фискальная политика сопровождается 3-я эффектами
1. Эффект мультипликатора государственных расходов
2. Эффект мультипликатора налогов
3. Эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.
Дискреционная налогово-бюджетная политика осложняется следующими моментами:
1. Достаточно сложно определить на какой конкретно фазе экономического цикла находится экономика.
2. Существует временной лаг (разрыв) между принятием решения и воздействием его на экономику.
Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:
Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления, значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего роста налогов, чем рост государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупног предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорциональн по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.
24. Способы финансирования бюджетного дефицита. Кривая Лаффера.
Кривая Лаффера
Зависимость между получаемым государством налоговыми поступлениями (Т) и ставками налогов() описывается кривой Лаффера (рис)
Максимальное поступление налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога ( ).Повышение этого уровня до ведет к утрате стимула к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете уменьшает доходы и поступления в бюджет ( ).
Бюджетный дефицит
Государственный бюджет как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают.
Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит.
Превышение расходов над доходами образует бюджетный недостаток – дефицит.
Бюджетам большинства стран мира свойственен бюджетный дефицит.
Причины возникновения бюджетного дефицита:
- невозможность мобилизовать необходимые государству доходы в результате спада или падения темпов роста производства, низкой производительности труда, снижение эффективности производства;
- рост доходов государства без учета финансовых возможностей. Недостаточная их эффективность, высокий уровень непроизводительных расходов (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.);
- инфляция, нарушение денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая, инвестиционная и кредитная политика;
- целенаправленно проводимая государством стимулирующая фискальная политика.
Зависимость состояния бюджета от величины ВНП представлена на рис.
При данных правительственных расходах и действующей системе прогрессивного налогообложения бюджет сбалансирован при ВНП, соответствующем . При любом значении ВНП, меньшем , возникаетбюджетный дефицит, при любом значении ВНП, большем образуетсяпрофицит.
Виды бюджетного дефицита
Чтобы выделить воздействие на бюджетный остаток (сальдо) целенаправленных мероприятий правительства, используют «бюджет полной занятости»- состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы.
Дефицит бюджета полной занятости(структурный дефицит) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджетапри данном уровне налогообложения и государственных затрат и естественном уровне безработицы.
Дефицит бюджета полной занятостиисключает влияние экономического цикла на величину бюджетного дефицита. Увеличение структурного дефицита свидетельствует о проведении правительством стимулирующей фискальной политики (увеличение расходов и сокращение налогов). Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики (увеличение налогов и сокращение расходов).
Циклический дефицит– разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом бюджета. Циклический дефицит вызывается спадом производства, превышением фактической безработицы ее естественного уровня (рис.).