Третий этап перестройки 1990-1991 и его последствия.
Третий этап перестройки 1990-1991 и его последствия.
I. Национальный вопрос и политический кризис
Последствия конституционной реформы Горбачева
На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. первым президентов СССР стал М. С. Горбачёв. Также на это же съезде, была отменена 6-я статья конституции СССР.
Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, как казалось, давно решённого национального вопроса.
Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. (1) Ещё в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями.
(2) 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха(ИКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении её в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в ИКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку — городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска. (3) В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.
«Парад суверенитетов» -— так называемый конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными, ставший одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР, в период 1988 — 1991 годов.
В ходе «парада суверенитетов» в течение 1990 — 1991 годов все союзные (шестой была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.
Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР (автономная республика в составе Азербайджанской ССР). До августовского путча ГКЧП объявили о независимости пять союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз (ССГ) и переходе к независимости — только одна: Молдавия. При этом входившая в состав Грузии автономная республика Абхазия и автономная область Южная Осетия, а также новообразованные в Молдавии республики Приднестровье и Гагаузия объявили о непризнании их независимости и о желании остаться в составе Союза.
Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения. (4) 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. (5) В июне 1989 произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане.
11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики.
12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.
Июня 1991 г. был избран Президент РСФСР - Б. Н, Ельцин.
Всё это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. (а) В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введённые в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.
Новоогарёвский процесс
Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.
Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года, получил своё имя по названию подмосковной резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. В новоогарёвском процессе принимали участие 9 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.
Первое заседание состоялось 23 апреля, в ходе которого было принято совместное заявление:
«Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза... Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учётом итогов проведённого всесоюзного референдума… В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней… Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путём подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной власти... Участники встречи отдают себе отчёт в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик»
В ходе дальнейших заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (ССГ), подразумевающий создание «мягкой» федерации вместо Союза Советских Социалистических Республик. Права республик существенно расширялись (в том числе Союз мог передать часть своих исключительных полномочий республике, на территории которой они будут осуществляться, при одобрении этого другими республиками), в нем намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.
Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.
Обсуждение проекта Договора вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Либерально-демократические круги видели в нем возможность снижения политической конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны. Консервативная часть партийно-государственных и общественных деятелей усматривала в проекте капитуляцию центра перед национал-сепаратистскими силами в республиках, считала, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. Подписание Договора было сорвано 19 августа 1991 г. путем отстранения М. С. Горбачева от власти и введения в стране чрезвычайного положения (августовский путч 1991)
Беловежские соглашения
Подписание Беловежских соглашений 8 декабря 1991 г
8 декабря 1991 года главы трёх союзных республик Российской Федерации (Ельцин), Украины (Кравчук) и Белоруссии (Шушкевич) собрались в Беловежской Пуще (Белоруссия) для подписания подписания соглашений, заявивших о (1) прекращении существования СССР (о прекращении действия Договора об образовании СССР 1922 г) (2) создании нового межгосударственного образования Содружества независимых государств (СНГ).
12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение (93% присутствовавших или 76% списочного состава проголосовали «за», «против» — 6%, «воздержались» — 7%).
Создание СНГ
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) еще 8 государств (республик бывшего СССР): Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан — присоединились к государствам основателям и подписали Протокол как составную часть Соглашения о создании СНГ.
Устав СНГ был принят в январе 1993 г. В нем определены важнейшие цели Содружества:
1) осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных сферах;
2) всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие в рамках общего экономического пространства;
3) межгосударственная интеграция;
4) обеспечение прав и основных свобод человека, сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, сокращение вооружений и военных расходов;
5) содействие гражданам стран СНГ в свободном общении и передвижении в рамках Содружества;
6) осуществление взаимной правовой помощи и сотрудничество в сфере правовых отношений;
7) обеспечение мирного разрешения споров и конфликтов.
Молдова ратифицировала Устав СНГ в июне 1994 г. В августе 2005 г. Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и стал ассоциированным членом (наблюдателем). Украина Устав НЕ ратифицировала, поэтому де юре не является государством — членом СНГ. Присоединившаяся к СНГ (октябрь 1993) Грузия в августе 2008 г. объявила о своем выходе.
Штаб-квартира СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межгосударственные координирующие органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея, Совет министров иностранных дел, комиссия по правам человека и т. д. — всего 60 уставных и отраслевых организаций.
Таким образом, СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики).
25 декабря 1991 года президент СССР Горбачев ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование.
II. Экономические преобразования
Уровень жизни падал, и простые люди всё меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.
Шоковая терапия»
Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с перестройкой экономики на рыночные рельсы в конце 1980-х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 1990-х гг. в России.
Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).
Действительность оказалась более суровой. (1)Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что (2) цены на многие из них сразу возросли в 10—12 раз. (3) Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и (4) привела к серьёзному снижению жизненного уровня населения. (5) Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привёл к (6) спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий.
(7) Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.
(8) Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования (9) пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.
Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и положительный результат. Страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег.
И всё-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.
Приватизация
Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу был призван в первую очередь переход объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).
Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер).
Ваучер — в 1992—1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.
Ваучер можно было обменять на определённое количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нём указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд рублей) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценён в 10 тыс. рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15 % всех предприятий торговли. Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к небывалым махинациям в сфере экономики.
Корректировка курса реформ
Результаты первого года реформ были существенны, но решить основную задачу — стабилизировать экономику страны — правительству не удалось.
В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал (1) ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам.
Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудностиобъяснялись двумя главными причинами: (а) продолжалось падение отечественного производства и (б) усиливалось «бегство капиталов» за границу — предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили её за рубеж. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счёт средств бюджета. В то же время главные держатели российских капиталов — финансово-промышленные группы олигархов, созданные в результате приватизации, предпочитали получать доходы не от инвестирования в отечественную промышленность, а от спекулятивных финансовых операций.
(2) Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось.
Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.
(3) Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. (4) Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.
Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось (1) снизить темпы инфляции, (2) обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.
Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днём. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы.
Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.
Россия в мировой экономике
Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение её места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»). Усилия, предпринятые в конце 90-х гг. для уменьшения зависимости от цен на сырьё на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в. валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22 % от уровня США, а в 1994 г. — 18 %. Позиции России серьёзно потеснили и новые промышленно развитые страны. В начале XX в. Россия входила в число первой пятёрки промышленно развитых держав. В середине XX в. она занимала второе место по объёму промышленного производства в мире. К его концу по совокупным показателям экономического развития она заняла место во втором десятке стран мира.
Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу.
Третий этап перестройки 1990-1991 и его последствия.