Тема 9. Рынок товаров и услуг. Равновесная величина национального производства
Совокупный спрос и его состав. Совокупный спрос – это объем национального производства, который государство, потребители и предприниматели готовы купить на рынке:
AD=C + I + G + X, (45.1)
где AD– совокупный спрос; C– потребительские; I– инвестиционные расходы; G– государственные расходы; X– чистый экспорт.
Зависимость совокупного спроса от уровня цен можно р выразить графически (рис. 45.1).
Кривая совокупного спроса
Ценовой фактор, влияющий на совокупный спрос, расщепляется на три эффекта:
1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).
Повышение общего уровня цен (P) ведет к росту процентной ставки (%), которая снижает покупательную способность (покупок) и сокращает инвестиционную активность предпринимателей (I). В итоге совокупный спрос снижается (AD).
2. Эффект богатства (кассовых остатков)
Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение реальной ценности финансовых активов населения (кассовых остатков) (U), что в свою очередь делает людей менее богатыми (R), а их спрос на рынке, естественно, снижается (AD);
3. Эффект импортных закупок (товаров)
Повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение спроса на отечественные товары (ADx) и делает привлекательными импортные, которые их замещают в потреблении (ADE).
Все ценовые факторы (AD) традиционно воздействуют на его движение вдоль кривой совокупного спроса, а неценовые – сдвигают ее в системе координат вправо или влево.
К неценовым относятся факторы, указанные в формуле 45.1.
2. Совокупное предложение и его элементы. Совокупное предложение – объем национального производства, который предприниматели могут произвести и предложить на продажу на рынке.
Зависимость AS(совокупного предложения) от уровня цен описывается кривой совокупного предложения (рис. 45.2).
Рис. 45.2. Кривая совокупного предложения
AS– совокупное предложение.
Кривая совокупного предложения ASусловно состоит из трех участков:
I – горизонтальный – производство растет при низком неизменном уровне цен;
II – восходящий – увеличение объемов производства идет на фоне роста цен;
III – вертикальный – экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.
Сторонники неоклассического и кейнсианского подходов к экономике по-разному оценивают кривую ASв коротком периоде: кейнсианцы считают, что она представлена участком I, а неоклассики – участком II. Различие их взглядов кроется в неодинаковой интерпретации поведения продавцов и покупателей на рынке. Неоклассики, как известно, исходят из гибкости цен и полной рациональности в поведении агентов рынка (homo economicus), а вторые это отрицают.
По существу, вид кривой ASв коротком периоде зависит от поведения экономических субъектов и условий рыночной конъюнктуры, т. е. ряда неценовых факторов.
Среди основных неценовых факторов совокупного предложения выделяют:
– уровень технологии производства в стране;
– общую производительность труда;
– изменение условий деятельности в бизнесе;
– характер применения ресурсов (экстенсивный, интенсивный) и т. д.
Если под воздействием ценового фактора совокупное предложение скользит по кривой AS, то изменение неценовых факторов приводит к ее сдвигу.
В долгосрочном периоде сторонники обеих противоборствующих экономических теорий сходятся в едином мнении: кривая AS принимает вертикальный вид, так как в длительном периоде вслед за ростом товарных цен работники всегда требуют повышения зарплаты, а вслед за ростом прибыли идет рост издержек. В этих условиях объем предложения ограничивается техническими возможностями производства и не может увеличиваться произвольно.
3. Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения.Совокупные спрос и предложение встречаются на рынке благ, формируя равновесную ситуацию: AD = AS. В самом общем виде кривая AD пересекает AS на участке II, образуя равновесный объем национального производства (ВНП) и равновесную цену PE.
Эта ситуация описывается графиком (рис. 45.3).
Различные взгляды на кривую AS в коротком периоде приводят неоклассиков и кейнсианцев к противоположной оценке макроэкономического равновесия на рынке благ.
Рис. 45.3. Равновесие на рынке благ
Представители неоклассической школы считают, что в условиях гибкости цен, зарплаты, процентной ставки они способны расти и сокращаться под влиянием спроса и предложения. В результате снижение AD не приводит к сокращению объема национального производства, а только Р 4 изменяет цены. Отсюда делается вывод о том, что свободное ценообразование способно само, без всякого вмешательства государства, установить равновесие на рынке благ (рис. 45.4).
Рис. 45.4.Неоклассическая трактовка равновесия на рынке благ
E, E1 – точки равновесия.
Представители кейнсианской школы не признают такой оценки равновесия и предлагают свою: совокупное предложение AS лишь в длительном периоде имеет вертикальный вид, а в коротком – принимает горизонтальный: в экономике постоянно существуют незадействованные ресурсы (в том числе безработица), а цены и зарплата не являются гибкими, так как зафиксированы в договорах поставок продукции, закупленном сырье и оборудовании, заключенных трудовых соглашениях с работниками на длительный период (месяцы и годы) и т. д.
Сокращение совокупного спроса AD ведет к сокращению объемов национального производства y (ВНП), поэтому, чтобы не допустить спада или даже кризиса в экономике, необходимо вмешательство государства с целью поддержки достаточного уровня совокупного спроса AD (рис. 45.5).
Рис. 45.5. Кейнсианская трактовка равновесия на рынке благ
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
1. Цели и методы проведения стабилизационной политики.Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.
Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.
Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.
Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.
2. Лаги стабилизационной политики.Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:
1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;
2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политики и получением первых результатов принято называть внешним лагом.
Период времени, охватывающий внутренний и внешний лаги стабилизационной политики, принято называть лагом решений (см. рис. 46.1).
Рис. 46.1. Лаг решений стабилизационной политики
Временные лаги, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые позволяют замедлять или стимулировать экономическое развитие страны без специальных активных мер по изменению экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики выступают:
1. Система налогов на личные доходы населения. В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и фирм налоги автоматически сокращаются без специальных законодательных актов, а в период «бума» инфляция толкает доходы вверх, и они автоматически облагаются по более высокой ставке.
2. Правительственные расходы по социальному страхованию. При экономическом спаде большое количество людей обращается за помощью по безработице, социальной поддержкой к государству. К тем же результатам приводит развитие инфляции, так как все больше людей оказывается за чертой бедности и может на законных основаниях претендовать на помощь от государства. В периоды подъема эти процессы ослабевают, что автоматически ведет к сокращению государственных расходов.
Использование встроенных автоматических регуляторов рынка позволяет избежать ряда ошибок при проведении активной стабилизационной политики государством.
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ
1. Мотивы использования дохода населением
2. Взаимосвязь сбережения с потреблением
3. Предельная склонность к потреблению и сбережению
1. Мотивы использования дохода населением.Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление – индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Потребление населения – ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы – важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.
2. Взаимосвязь сбережения с потреблением.С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения – это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Причиной, побуждающей фирмы не использовать полностью полученный доход, а сберегать и накапливать его, является их инвестиционная активность с целью расширения бизнеса.
Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими особенностями людей.
Размеры как потребления, так и сбережения зависят от получаемого дохода и лимитируются им.
Зависимость потребляемой и сберегаемой частей дохода от его общей величины принято называть функциями потребления и сбережения.
а) S = f(s);
б) C = f(c);
в) y = С + S, (47.1)
где У – доход; C– потребление; S– сбережения.
Психология людей оказывает существенное влияние на использование дохода, поэтому в экономической теории применяются показатели средней склонности к потреблению и сбережению.
3. Предельная склонность к потреблению и сбережению.За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания как дохода, так и настроений людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение его дохода – в сторону увеличения потребления или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению (рис. 47.1).
Рис. 47.1. Предельная склонность
а) к потреблению; б) к сбережению.
Предельная склонность к потреблению – изменение в потреблении вследствие изменения дохода:
где: ?C – прирост потребления; ?у – прирост дохода; MpC– предельная склонность к потреблению.
Предельная склонность к сбережению – изменение в сбережении вследствие изменения дохода:
где ?S – прирост сбережений; ?у – прирост дохода; MPS– предельная склонность к сбережению.
Величины MPC и MPS всегда колеблются в пределах прироста дохода – в этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость.
а) MPC + MPS = 1;
б) 1 – MPC = MPS;(47.5)
в) 1 – MPS = MPC.
Корректирующее воздействие на МРС и помимо дохода, оказывают:
– уровень цен;
– налогообложение;
– накопленное имущество и т. д.
Обобщая индивидуальные стремления отдельных людей, можно перейти к расчету МРС и MPS на макроэкономическом уровне.