Монополии в современной России

В современном понимании монополия - это крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции. При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует только одна фирма, потому что она изготавливает уникальный продукт и, соответственно, защищена от входа на рынок других фирм. Причинами возникновения монополий являются следующие факторы: 1. Возможность получать большую прибыль в связи с тем, что покупатель лишен выбора;

2. Концентрация капитала и производства;

3. Отсутствие конкуренции;

4. Централизация капитала - «поглощение» нескольких малых предприятий;

5. Дает возможность вести крупную внешнюю экономическую политику.

Существует несколько видов монополий :

1. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

2. Государственная монополия - монополия, созданная законодательно, то есть существуют законы, определяющие границы рынка этой монополии, регулирующие его деятельность и т. д.;

3. Открытая монополия - та ситуация на рынке, когда появилась новая технология, но еще не все ее освоили. Подробнее рассмотрим естественную монополию.

Итак, выяснили, что естественные монополии обладают высокой отдачей при низких затратах на производство, а технологии производства и продукт, изготавливаемый этой монополией не имеют альтернативы. При таких условиях существование конкуренции на рынке не целесообразно, так как спрос уже удовлетворен той продукцией, которую предоставляет фирма-монополист, и при этом естественная монополия получает колоссальную экономию и прибыль. Естественные монополии выполняют важнейшие функции в Российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом рынке энергоресурсов и конкурентоспособность ее продукции. Отсюда следует, что существуют определяющие особенности функционирования и реформирования этих монополий. К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль [8].

Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Существует Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» , к монополиям относятся следующие сферы хозяйствования: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Итак, наиболее крупными предприятиями в России, содержащими естественно - монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»». Регулированию подлежат предприятия, в которых:

1) большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

2) финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

3) развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории. Рассмотрим теперь баланс «плюсов» и «минусов» в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии). «Плюсы»:

1) возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,

2) возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,

3) возможность использования достижений научно-технического прогресса,

4) возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,

5) возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью. «Минусы»:

1) возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,

2) возможность блокировать технический прогресс,

3) возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,

4) возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм. Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - «плюсы» или «минусы». Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии. Методы государственного регулирования естественных монополий:

1. Ценовое регулирование. - Метод предельных издержек (государство контролирует, чтобы цена установленная монополистом равнялась предельным издержкам); - Метод средних издержек (цена должна быть равна средним издержкам). - Метод установления потолка цен (определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии). - Субсидирование естественных монополий (метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше).

2. Неценовое регулирование. - Предварительный контроль (обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы). - Последующий контроль (обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии). Далее раскрывается важный вопрос - заморозка тарифов естественных монополий, но она не коснется населения, а распространится только на промышленные предприятия. Решение о заморозке тарифов естественных монополий правительство приняло осенью 2013 года.

На сегодняшний день чистых монополий в России нет. Существуют только отдельные предприятия, продукция которых занимает значительную долю на рынке (65 и более процентов). Основная форма монополии в России представляет собой крупные объединения. Причем все они относятся к виду естественных образований. Подобные монополии создавались самим государством при проведении политики специализации, углубления и концентрации производства [9]. Однако экономические кризисы ясно показали, что подобные структуры являются крайне неустойчивыми. Кроме того, в России существует и такой вид монополизма, как локальный. Он возникает вследствие ненасыщенности рынка, когда отдельные предприятия помимо своей воли начинают занимать доминирующее положение. В этот перечень часто попадают организации, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, а также торговлей, медицинским и бытовым обслуживанием населения. организационные формы монополий Самых крупных монополистов в России всего три: РАО «ЕЭС», занимающаяся производством электроэнергии и оказывающая услуги по ее доставке потребителю. «Газпром», транспортирующий газ по трубопроводам и реализующий его населению. МПС, возглавляющее железнодорожные перевозки. В этот же список можно включить и «Ростелеком». Данная организация оказывает услуги международной и междугородней связи. Более мелкими монополистами, организующими свою деятельность в городах, являются предприятия Водоканала, Метрополитена и т. д. Все они способны регулировать цену на свой товар, ограничивая для потребителя его предложение. формы капиталистических монополий Порой монополисты злоупотребляют находящейся в их руках властью. Они устанавливают чересчур высокие цены, покрывая этим свои ничем не обоснованные затраты. Кроме того, в российской экономике наблюдается дискриминирующее отношение со стороны монополий к своим конкурентам. Примером тому может служить решение администрации Кировской области, создавшей государственное предприятие, в которое вошли ранее самостоятельно работавшие аптеки, фармацевтическая фабрика, аптечная база и контрольно-аналитическая лаборатория. Подобное объединение прекратило свою деятельность по решению государственного Антимонопольного комитета.

Антимонопольная политика

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке . Важность установления в стране с рыночной экономикой благоприятного климата добросовестной конкуренции подчеркивается конституционным запретом экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) .

По мнению авторов, развитие экономики постоянно требует пересмотра действующей нормативно-правовой базы и корректировки не только норм, но и способов, а также механизмов их реализации.

Организация экономического сотрудничества и развития при расчете общего индекса развития конкуренции учитывает, в частности, антимонопольное регулирование при реализации требований законодательства, т.е. фактически эффективность деятельности антимонопольных органов .

Итак, подпункт «б» п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливает в числе полномочий антимонопольного органа право выдавать предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

По мнению И.А. Ульянова, ввиду того, что предписания лишь требуют от нарушителя прекратить противозаконное поведение и устранить его последствия без каких-либо дополнительных неблагоприятных последствий для нарушителя, их правомерно отнести к восстановительным мерам, основная цель которых заключается в том, чтобы заставить нарушителя прекратить противозаконное поведение и устранить его последствия, при этом отсутствует как таковая цель наказания нарушителя .

Следует согласиться с позицией И.А. Ульянова о правовой природе предписания, поскольку законодатель в тексте пункта 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» акцентирует внимание на восстановительном характере такой меры реагирования, как предписание, используя формулировки «об устранении последствий», "о восстановлении положения" и др [10].

На практике реализация данного полномочия, как правило, сводится к предписаниям антимонопольного органа о прекращении злоупотребления и приведении деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с нормами специального законодательства, например при проведении торгов устанавливать требования к представлению документов в составе заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства , досрочно расторгнуть поименованные в решении антимонопольным органом договоры и т.п.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ 30 июня 2008 г. в пункте 14 Постановления № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил содержание указанной функции антимонопольного органа: «Антимонопольный орган вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме».

Таким образом, хотя суды и говорят о восстановлении уже нарушенных прав, что подразумевает наличие конкретной правообразующей нормы, сама среда конкуренции настолько мобильна и многосторонне представлена в жизни общества, что далеко не всегда лишь приведение деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями специального законодательства может являться адекватным механизмом установления благоприятной конкурентной обстановки. Как справедливо отмечает Пузыревский, А.Г, очевидно, что для существования и функционирования эффективной рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры по пресечению определенных правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции) и обеспечить контроль за монополизацией экономики (концентрацией капиталов). В связи с этим особое значение приобретают положения законодательства, предоставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства право на конкуренцию, т.е. возможность осуществлять конкурентные действия [11].

Сложность практического применения такого рода механизмов связана с необходимостью корректировать деятельность хозяйствующих субъектов методами, которые еще не закреплены законодательно, для чего требуется многосторонний анализ не только подконтрольной деятельности, но и всей экономической среды, в которой существует правоотношение, что представляется крайне затруднительным в сроки, предоставленные антимонопольным органам для разбирательства по делу.

Тем не менее в последние годы в практике антимонопольных органов все чаще стали встречаться предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, не связанные с реализацией конкретной правовой нормы, а налагающие на хозяйствующий субъект дополнительные обязанности, которые прямо не предусмотрены законодательством.

В частности, по делу о сдерживании роста розничных цен на нефтепродукты было вынесено предписание о ведении раздельного учета затрат и доходов по видам продаж (оптовой и розничной) и по основным видам нефтепродуктов . Данная обязанность не предусмотрена налоговым законодательством, однако была вменена субъекту для целей реализации общих требований антимонопольного законодательства - организации прозрачности ценообразования для превенции манипулирования на рынке.
Следует отметить, что анализ предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, приводит к выводу, что одной из целей осуществления таких действий является защита интересов конечных потребителей, в то же время часть 2 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» не предусматривает такой цели, максимально приближенной к ней можно считать цель, поименованную как «создание условий для эффективного функционирования товарных рынков», однако вопрос их тождественности является довольно дискуссионным.

По мнению Е.Е. Титова, законодатель попытался установить непосредственную защиту прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства, не включив их в число субъектов конкуренции, а посредством установления правил хозяйствования на рынках так, чтобы сами по себе «правила игры» субъектов на рынке сделать в максимальной степени соответствующими интересам потребителей, а их нарушение - невыгодным для хозяйствующих субъектов. В этом случае непосредственная защита прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства будет не нужна [12].

Тем не менее то, что защита интересов конечных потребителей является одним из направлений антимонопольного регулирования, прослеживается и в положениях ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающего, что действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны допустимыми в случае, когда их результатом явилось либо может явиться получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, а также в случае, когда их результатом стало совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса.
Ориентация на интересы конечного потребителя существенно облегчает задачу разработки механизма корректировки деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку, в отличие от формулировок, предусмотренных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О защите конкуренции", является более конкретным и очевидным по своему содержанию, позволяет четко обосновать необходимость вменения дополнительных обязанностей. В частности, в «Дорожной карте» 2012 года защита прав граждан указана как одно из направлений государственной политики, от эффективной реализации которого зависит развитие конкуренции в экономике.
В части определения конечных целей антимонопольного регулирования интересен опыт зарубежных стран, в том числе имевшее большой резонанс антимонопольное дело корпорации Google, возбужденное Комиссией ЕС в 2010 году. Настоящее дело является показательным и для российской действительности, поскольку описанные ниже действия осуществляются по аналогичному сценарию и российскими организациями на соответствующем рынке, а также наличествует полная тождественность правовых норм, которые легли в основу решения, вынесенного Комиссией ЕС.

Структура и деятельность Федеральной антимонопольной службы России

Незадолго до распада СССР, в 1990 году, на правительственном уровне был создан Государственный комитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур. Это образование является прародителем такого подразделения, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Предпосылкой появления комитета послужило утверждение закона РСФСР «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». С тех самых пор развитие антимонопольных структур на территории страны стало набирать обороты. Уже в следующем, 1991 году, правительством был принят закон, который регулировал конкуренцию и ограничивал деятельность трестов и различных союзов на рынках товаров. Постановление было исправлено и дополнено спустя четыре года. В конечном результате этот закон запрещал любые действия организации, занимающей привилегированное положение на рынке, если те влекли за собой: 1. Ущемление или притеснение интересов прочих участников торговли. 2. Ограничение явной или неявной конкуренции. Кроме того, данное постановление запрещало какие-либо договоры, касающиеся ценовой политики, раздела ниши рынка или изъятия товаров, влекущих их дефицит. Через два года, в 1997 г., Государственный комитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур был переименован в Государственный антимонопольный комитет. За несколько лет это подразделение претерпело многочисленные изменения. В 2004 году на его основе была создана дошедшая и до наших дней Федеральная антимонопольная служба. Функции и задачи организации Это ведомство напрямую подчиняется председателю правительства страны. Если рассматривать в совокупности, то Федеральная антимонопольная служба занимается урегулированием вопросов, так или иначе связанных с возникновением и развитием монополий. В частности, это подразделение: 1. Решает вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией. 2. Занимается пресечением, а также ограничением и предупреждением действий, влекущих за собой появление монополий. 3. Контролирует соблюдение всех имеющихся требований и постановлений, касающихся антимонопольного законодательства. Все организации, работающие на российском рынке, объем продаж которых составляет более 35% от общего по стране, занесены в специальный государственный реестр. Этот список позволяет ФАС осуществлять надлежащий контроль за деятельностью монополий и возлагать на них ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Рассматриваемая служба разрабатывает новые предложения по совершенствованию развития конкурентоспособной экономики.

Также она дифференцирует использование этих мер в зависимости от сферы рынка.

В настоящее время в России совершаются шаги по созданию полноценной конкурентоспособной среды национальной экономики. Они предусматривают продвижение товаров на мировой рынок, уменьшение риска появления трестов или союзов в той или иной рыночной нише. На данном этапе развития антимонопольное законодательство РФ далеко не совершенно. Многочисленные подводные камни имеющихся постановлений и различное толкование их пунктов приводят к появлению негативных последствий, ответственность за которые ложится на правительство и бизнесменов. Даже самое незначительное нарушение антимонопольного законодательства может привести к серьезному ущербу [13].

Имеются два основных направления, по которым осуществляется регулирование деятельности организаций.

К первой ветви относится антимонопольное законодательство, положения которого направлены против компании-доминанта и искусственно созданного ею ценообразования. Это направление регламентируется следующими постановлениями:

1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный акт вступил в силу двадцать второго марта 1991 года. Он является главным документом, по которому осуществляется контроль над организациями-монополистами.

2. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Он был принят двадцать третьего июня 1999 года. Федеральные законы, которые необходимо знать: вторая часть Следующей ветвью, которую затрагивает антимонопольное законодательство в России, является регулирование рабочих процессов естественных монополий. К последним относятся железная дорога и водоснабжение, ЖКХ и другие стратегически важные организации. Функционирование подобного рода объектов опирается на несколько правовых актов:

1. Федеральный закон «О естественных монополиях». Он был принят в середине июля 1995 года Государственной думой.

А вступил в силу несколько позднее - 17 августа. Затем он не раз подвергался корректировке и дополнениям. 2. Принятый 28 апреля 1997 года указ президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства». 3. Двадцатого декабря 1997 года было подписано постановление Правительства РФ «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы». 4. Федеральное антимонопольное законодательство регулируется также указом президента страны «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов», вступившим в силу в конце марта 1996 года. Стоит отметить, что и первое, и второе направления строго исполняются и на региональном уровне. Российское антимонопольное законодательство на местах не имеет принципиальных отличий от общего положения, действующего на всей территории страны. Принятие дополнительных актов на региональном уровне свидетельствует лишь о желании исполнительных органов придать федеральным постановлениям легитимный характер в некоторых отдельных областях государства. Следует обратить особое внимание на то, что антимонопольное законодательство имеет ряд ограничений, которые стесняют свободу принятия решений различными субъектами хозяйственной деятельности. И, что самое интересное, оно имеет уникальную по сравнению с другими правовыми системами России, весьма абстрактную структуру [14].

Последняя, в свою очередь, состоит из ряда отвлеченных понятий. Описание основного акта Двадцать второго марта 1995 года правительством РСФСР был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». На протяжении нескольких десятилетий этот акт дополнялся и пересматривался. В дальнейшем статьи документа и стали определять основной принцип работы механизма под названием «Антимонопольное законодательство». Изначально постановление состояло из семи разделов. Постепенно некоторые из них были заменены отдельными законами, другие попросту утратили силу. Однако именно этот документ является основным в формировании антимонопольной политики России. Вкратце рассмотрим, что содержит каждый раздел этого акта: 1. Первая часть закона называется «Общие положения». Она состоит из четырех статей, которые повествуют о/об: а) целях, преследуемых этим постановлением, и о таком механизме, как антимонопольное законодательство, а также о его структуре; б) сфере применения самого закона; в) антимонопольных органах федерального и регионального масштаба; г) основных понятиях, которые встречаются по тексту документа. 2. Второй раздел является основным и наиболее важным для организаций. Здесь описывается характер, а также даются возможные признаки присутствия на рынке компании, ведущей монопольную деятельность. Статьи 5-9 регулируют работу организаций, занимающих доминирующее положение в той или иной сфере экономики. 3. Состоящий из одной статьи третий раздел закона рассказывает о таких понятиях, как недобросовестная конкуренция и антимонопольное законодательство как средство борьбы с ней. 4. Четвертая часть закона состоит из шести разделов. Каждый из них по очереди дает ответы на следующие вопросы: а) каковы задачи и функции антимонопольного органа; б) что включают его полномочия; в) каковы права органа в получении информации различного рода; г) необходимо ли предоставлять данные вышестоящим инстанциям; д) что включают обязанности антимонопольного органа в вопросе соблюдения коммерческой тайны; е) каково содействие органов в развитии предпринимательства и конкуренции. 5. Пятый раздел раскрывает перед читателем различные виды государственного контроля за предприятиями-монополистами. Он содержит четыре части. 6. Далее описывается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Состоящий из шести частей, этот раздел дает полное и исчерпывающее понятие о/об:

а) обязательном исполнении предписаний и распоряжений, выданных антимонопольным органом;

б) видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

в) обязательствах коммерческих и некоммерческих предприятий в случае невыполнения пунктов рассматриваемого акта;

г) ответственности за нарушение закона руководителями и другими лицами;

д) взыскании убытков;

е) ответственности лиц федерального антимонопольного органа в случае нарушения пунктов закона. 7. Последний раздел устанавливает порядок принятия, исполнения или обжалования предписаний, которые были выданы антимонопольным органом. Такова структура изначального закона, регулирующего деятельность доминирующих организаций. Постепенно многие статьи этого документа стали отдельными полноправными актами. Методика проверки нарушений антимонопольного законодательства Примечательно, что в большинстве своем этот закон запрещает не само действие как таковое, а эффект, который может появиться после него. Именно этот факт влечет за собой огромные трудности не только для субъектов хозяйственной деятельности, но и для других лиц и организаций. Основная сложность возникает при определении перечня действий, которые могут привести к различного рода отрицательным последствиям, затрагивающим антимонопольное законодательство и регулирование процессов предпринимательской деятельности. Если понять, что те или иные моменты приведут к нарушению правового акта, то можно спокойно планировать развитие организации и оценивать хозяйственные риски. В другом случае возможности для нормального процесса работы попросту нет. Как правило, для того чтобы выяснить отрицательный эффект тех или иных предпринятых организацией действий, необходимо провести глубокий экономический анализ. Единой методики для проверки нет. Дела о нарушении антимонопольного законодательства проверяются, исходя из нормативного акта № 220, который называется так: «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Это постановление утверждено 28 апреля 2010 года приказом ФАС Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» - один и «полио» - продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги. Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. Существуют различные виды монополий. Однако их классификация носит весьма условный характер. Это объясняется тем, что некоторые формы монополий могут одновременно принадлежать к нескольким их видам. Итак, выделяют: естественную монополию, когда хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке; чистую монополию, когда существует единственный поставщик определенного вида услуг или товаров; конгломерат – это несколько субъектов разнородного типа, но взаимно финансово интегрированных (примером в России может служить ЗАО «Газметалл»); закрытую монополию, у которой имеется защита от конкуренции в виде юридических ограничений, патентов и авторских прав; открытую монополию, которая отличается тем, что на рынке существует единственный поставщик продукта, не имеющий специальной защиты от конкуренции. Кроме вышеперечисленных существуют и другие виды монополий. Рассмотрим некоторые из типов данного явления.-

Современное антимонопольное законодательство определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке . Данное понятие является стержневым и относится к ключевым понятиям "Закона о защите конкуренции" (далее - ЗоЗК).

Конкуренция в широком смысле - процесс соперничества (борьбы) хозяйствующих субъектов за преимущество на рынке с использованием различных методов . В узком смысле (в целях законодательства) конкуренция может быть определена как !процесс соперничества на рынке между хозяйствующими субъектами (группами лиц) за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товара в пределах, установленных законом! .

Конкуренция - это безукоризненно необходимый регулятивный фактор рыночной экономики, основанный на свободе предпринимательства. Однако свобода предпринимательства без установления законных рамок нормами публично-правового характера, защищающими конкуренцию, ведет к монополизации рынка. Таким образом, защита конкуренции - важнейшее условие развития рыночной конкуренции. Именно на это направлены все предусмотренные в ЗоЗК правовые средства и механизмы, меры регулирования и контроля, меры ответственности и процедуры .

Современное государственное регулирование экономики в Российской Федерации в качестве ключевого элемента развития конкуренции и успешного функционирования рыночного пространства предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на товарных рынках. Базисом для создания такой среды являются товар и товарный рынок.

Понятие «конкурентная среда» в действующем антимонопольном законе отсутствует. Это обусловлено, во-первых, относительной молодостью современного конкурентного права и как следствие временной объективной невозможностью легального закрепления многих понятий , а во-вторых, весьма выраженной размытостью доктринального понятия "благоприятная конкурентная среда».

Как отмечает Д.А. Петров, "конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы для ограничения производства и торговли. В таких случаях, отмечает автор, «появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды» .

Итак, под конкурентной средой понимается совокупность экономических и социальных условий, в которых производится и реализуется конкретная продукция. Конкурентная среда способствует эффективной деятельности конкурентоспособных организаций в каждый конкретный момент развития рынка.

Сама по себе конкурентная среда имеет достаточно сложную разнородную структуру, представляющую собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих рыночных элементов, главными среди которых являются количество и характер конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов (товаропроизводителей), сложившиеся на данном товарном рынке условия конкуренции, особенности рыночной инфраструктуры, общая платежеспособность населения.

Общее улучшение конкурентной среды является одной из ключевых целей антимонопольного регулирования.

Понятие «антимонопольное регулирование» также отсутствует в ЗоЗК. При этом под антимонопольным регулированием в рамках исследуемой темы необходимо понимать деятельность антимонопольного и иных компетентных органов по защите конкуренции, обеспечению непосредственного и оперативного воздействия на угрозу ограничения конкуренции, а также предупреждению их возникновения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2016. (с измен. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с измен. и доп. от 5 октября 2015 г.№ 275-ФЗ)

3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с измен. и доп. от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ)

4.

II.Литература

5. Анализ особенностей функционирования монополий в современной России / М. Ю. Малкина, О. Ю. Абросимова // Экономический анализ: теория и практика / - 2014. - № 1

Наши рекомендации