Понятие предприятия. Миссия предприятия.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий:предпринимательские(коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

− используемые ресурсы;

− отраслевая принадлежность;

− местоположение;

− размер предприятия;

− форма собственности;

− организационно-правовая форма.

Виды и группы предприятий.

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

1. Использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие).

2. Интенсивно использующие средства производства (фондоемкие).

3. Интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:

1) промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2) торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

3) банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

4) транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

5) страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

6) предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

Миссия предприятия.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Организационно-правовые формы предприятия.

Применяемая сегодня в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, введенная в основном Гражданским кодексом РФ, включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица, 7 видов коммерческих организаций и 7 видов некоммерческих организаций.

В своей основе она довольно близка к системам, действующим во многих европейских и прочих странах (Франция, Германия, Испания и др., в меньшей степени — Великобритания, США, Япония).

Понятие предприятия. Миссия предприятия. - student2.ru

Рис. 1. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

Наши рекомендации