Трагедия общедоступной собственности
Кол-во коров C, шт. | Общий продукт Q, кг | Средний продукт AP, кг, отражающий индивидуальный интерес (Q:C) | Предельный продукт MP, кг, отражающий коллективный интерес (Qn-Qn-1) |
-2 | |||
-4 | |||
-15 |
Перенесём табличные данные на график.
АР, МР |
Цена 1 коровыа |
С |
АР |
МР |
с* |
B |
с' |
А |
Рис. 3.1. Графическая иллюстрация трагедии общедоступной собственности.
Если предельный продукт – стоимость дополнительного количества молока, получаемого от прибавления к стаду одной дополнительной коровы – больше, чем цена, уплачиваемая за эту корову (MP (c) > a), то выгодно прибавить еще одну корову к стаду, если MP (c) < a, то необходимо убрать одну корову.
· Если пастбище находится в частной собственности, т.е. имеется собственник, который может принять решение об ограничении доступа к ресурсу, то частный владелец, чтобы максимизировать свои доходы, допускал бы не более с* коров на этом пастбище. Треугольник В на графике представляет ту ренту, которая будет получена в этом случае с данного пастбища.
· Если пастбище находится в общем доступе, т.е. каждый пастух самостоятельно принимает решение о количестве коров, которое он приведет на это пастбище, в этом случае каждый пастух увеличивает поголовье коров до тех пор, пока стоимость выпуска, получаемого от коровы, превышает а — цену коровы (АР(с)>a). Равновесное количество коров в этом случае будет с’. При условии выпаса на пастбище с’ коров стоимость предельного продукта МР(с)<0. В данном случае происходит рассеивание ренты. Треугольник А на графике отражает потерю ренты с пастбища, обусловленную чрезмерным использованием ресурса.
Режим свободного доступа, будучи внутренне нестабильным, эволюционирует по направлению либо к коммунальной собственности, либо к частной, либо к государственной.
Коммунальная собственность – режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа людей. Согласно методологии трансакционного подхода, система коммунальной собственности складывается там, где издержки по спецификации и защите индивидуальных прав собственности слишком высоки.
Недостатки коммунальной собственности похожи на недостатки свободного доступа и возрастают с увеличением числа пользователей. Речь идёт о нещадной эксплуатации и быстром истощении ресурсов, находящихся в общей собственности.
Система коммунальной собственности жизнеспособна тогда, когда общность людей однородна и сравнительно невелика. Чем больше численность людей, тем сложнее сохранить режим коммунальной собственности.
Оптимизацию размера группы при коммунальной собственности можно представить следующим образом.
Издержки |
Численность группы |
A(N) |
D(N) |
N* |
N1 |
N2 |
Рис. 3.2. Оптимальный размер группы при режиме
коммунальной собственности.
A(N) - издержки достижения соглашения в расчёте на 1 члена группы;
D(N) - удельные издержки защиты прав собственности от посягательств других лиц.
Анализ рисунка 3.2. показывает, что оптимальный размер группы в условиях коммунальной собственности соответствует N* её участников. В случае N1 участников группы слишком мало и издержки защиты прав собственности от посягательства других лиц слишком высоки. Напротив, в случае N2 участников группы слишком много и это приводит к росту издержек достижения соглашения в расчёте на одного члена группы.
Частная собственность – режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительными правами обладает отдельный индивид.
Режим исключительности может поддерживаться
· Государством,
· Самим субъектом права,
· Социальными нормами.
Важное преимущество частной собственности состоит в том, что при ней возникает институциональная преграда сверхиспользованию ресурсов. Другое преимущество – высокая степень гарантированности права частной собственности – обеспечивает эффективное использование ресурса. Именно данный режим обеспечивает наиболее жёсткую связь между предпринимаемыми отдельным индивидом решениями и получаемыми результатами. В частности, возникает существенная экономия на издержках согласования решения с другими экономическими агентами. Пример – деятельность предприятия с несколькими учредителями оказывается при прочих равных условиях менее эффективной по сравнению с одним учредителем.
Государственная собственность – режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительность доступа существует не только для аутсайдеров (экономических агентов, не связанных непосредственно с деятельностью данного предприятия), но и для инсайдеров (работников предприятия).
Назовём отличия государственной собственности от частной с точки зрения структуры пучков правомочий:
1. Неспособность совладельца государственной собственности продать или передать свою долю участия в ней. Более того, никто не может уклониться от обладания ею: владение государственной собственностью не добровольно; оно обязательно до тех пор, пока некто остается членом общества;
2. Отсутствие тесной связи между поведением совладельцев
государственной собственности и результатами ее использования: при государственной собственности издержки любого решения в меньшей степени ложатся на избирателя, чем на владельца в условиях частной собственности;
3. У совладельцев государственной собственности меньше стимулов контролировать поведение наемных управляющих (бюрократов), которым делегированы права пользования объектами государственной собственности;
4. Бюрократ имеет меньше стимулов производить то, на что общество предъявляет спрос. Мнение бюрократа о том, что общество должно иметь, обычно называют «интересами общества».
Институциональное изменение, предполагающее трансформацию свободного доступа, частной или коммунальной собственности в государственную собственность, называется национализацией. Примером национализации является трансформация частной собственности, произведённая в России в октябре 1917 г. на землю, промышленные предприятия, железные дороги и т.п.
Обратный процесс – трансформация государственной собственность в частную – называется приватизацией. О приватизационных процессах в России 90-х годов свидетельствуют следующие цифры:
Таблица 3.2.
Масштабы государственного и негосударственного секторов в России[26]
Годы | Численность занятых в экономике, млн. чел. | В том числе | Доля госсектора в общей численности занятых, % | |
В государственном секторе | В негосударственном секторе | |||
75,3 | 62,2 | 13,1 | 82,6 | |
73,8 | 55,7 | 18,1 | 75,5 | |
72,1 | 49,7 | 22,4 | 68,9 | |
70,9 | 37,6 | 33,3 | 53,0 | |
68,5 | 30,6 | 37,9 | 44,7 | |
66,4 | 28,0 | 38,4 | 42,2 | |
66,0 | 27,7 | 38,3 | 42,0 | |
64,7 | 25,9 | 38,8 | 40,0 | |
63,8 | 24,3 | 39,5 | 38,1 | |
64,0 | 24,4 | 39,6 | 38,1 | |
64,3 | 24,4 | 39,9 | 37,9 | |
64,7 | 24,2 | 40,5 | 37,4 | |
65,4 | 24,2 | 41,2 | 37,0 | |
65,7 | 23,9 | 41,8 | 36,4 | |
66,4 | 23,6 | 42,8 | 35,5 |