Значение институтов для развития экономики

Ни одно экономическое понятие, пожалуй,

не допускает такого количества толкований

и вместе с тем не является столь употребительным,

как понятие институт.

Я.И. Кузьминов

Функции институтов. Соотношение формальных и

Неформальных институтов

О влиянии институтов на уровень жизни людей свидетельствуют результаты исследования экономик 84 стран за период 1982-1994 гг., проведённого сотрудниками Мирового банка.

Таблица 2.1.

Темпы экономического роста (%)[5]

Качество экономической политики     Качество институциональной среды Высокое Низкое
Высокое   2,4 1,8
Низкое   0,9 0,4
     

Приведённое в таблице качество институциональной среды определялось степенью защищённости прав собственности и контрактов. Качество экономической политики оценивалось по уровню инфляции, уровню собираемости налогов и степени открытости экономики для внешней торговли.

Показательно, что страны с низким качеством экономической политики, но высоким качеством институциональной среды демонстрировали экономический рост в два раза больший, нежели страны с высоким качеством экономической политики и низким качеством институциональной среды.

Специалисты по институциональной экономике предлагают выделять три функции институтов.

1. Ограничительная: институты ограничивают доступ к ресурсам, т.е. выполняют функцию ограничений при принятии экономических решений. Примером может служить православный пост.

2. Координирующая: институты координируют поведение экономических агентов. В результате каждый экономический агент имеет представление о том, как будет вести себя его контрагент. Условием такой координации является информированность агентов о содержании института. Яркий пример координирующей функции являют нам традиции русского предпринимательства. Так, в 1881 году вышла в свет книга Н.E. Зегимеля «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» - кодекс чести, общепринятые правила поведения российских предпринимателей XIX века.Высокая степень предсказуемости поведения отечественных предпринимателей привела к ситуации, когда «в обороте государства было 50 миллионов купеческих денег. И отданы они под честное слово…»[6]

Координирующая функция институтов приводит к возникновению координационного эффекта: если правила строго выполняются, несложно предугадать возможные поступки экономических агентов. Это снижает уровень неопределённости среды, в которой действуют экономические агенты. Снижение неопределённости имеет важное значение для осуществления долгосрочных инвестиций.

3. Распределительная: примером может служить институт налогового законодательства, способствующий перераспределению доходов между гражданами общества.

Реализация ограничительной, координирующей и распределительной функции во многом зависит от распространённого в обществе типа экономического поведения. Экономическое поведение - это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды руководствуются следующими типами поведения[7].

Поведение

Когнитивные способности

Целерациональное

Ценностно-рациональное

Традиционное

Аффективное

Объём используемой информации

Рис. 2.1. Идеальные типы экономического поведения

1. Целерациональное поведение – продуманное использование средств для достижения поставленной самим индивидом цели;

2. Ценностно–рациональное поведение – продуманное использование средств для достижения заданной извне цели. Это могут быть цели, предопределённые верой в религиозные, эстетические, идеологические и т.п. ценности;

3. Традиционное поведение – средства и цели заданы извне. В основе поведения лежит длительная привычка или обычай;

4. Аффективное поведение – цели и средства их достижения не выделяются. Индивид руководствуется своим эмоциональным состоянием, чувствами и ощущениями.

По мере движения от аффективного поведения к целерациональному процедура принятия решений усложняется за счёт увеличения объёма принимаемой во внимание информации. Причём речь идёт не только о количественной разнице: информация становится неоднородной. Чем более рационален индивид, тем больше факторов и информации должно быть принято во внимание при достижении им своей цели.

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Деление институтов на формальные и неформальные было предпринято американским экономистом Дугласом Нортом, Лауреатом Нобелевской премии по экономике 1993 г. «за возрождение исследований в области экономической истории, благодаря приложению к ним экономической теории и количественных методов, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения».

Значение институтов для развития экономики - student2.ru

Дуглас Норт (род. 1920 г.)

Исторически первыми возникли неформальные институты, регулирующие взаимоотношения между людьми на основе неписаного права. К неформальным институтам относят обычаи, традиции.

Неформальные институты в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Однако и сегодня они активно «работают» в экономике.

Неформальные ограничения являются более устойчивыми и их гораздо сложнее изменить, нежели формальные. Трансформация неформальных норм не может произойти мгновенно. Это длительный, зачастую противоречивый процесс.

По мере развития человеческого общества неформальные нормы закрепляются в писаном праве, обретают форму законов, превращаются в формальные институты. Формальные институты – это законы, конституции, инструкции, контракты и т.д. Формальные правила записаны в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная груп­па людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства — это характер­ная черта формальных правил. Формальные правила возникают с появлением государства. Люди соблюдают законы потому, что за их нарушение сле­дует наказание со стороны государства.

Невыполнение неформальных правил также предполагает определённые санкции. Рассмотрим некоторые типы наказаний, которые могут быть применены к нарушителям неформальных правил[8].

1. Автоматическая санкция. Классический пример автома­тической санкции за нарушение нормы — это наказание за не­соблюдение правил дорожного движения. Тот водитель, который нарушает правило правостороннего движения в стране, где оно является нормой, просто столкнется со встречным автомобилем. Нарушитель в данном случае наказывается автоматически, без чьего-либо намеренного вмешательства. Норма, которая поддер­живается автоматической санкцией, называется самовыполняю­щейся нормой.

2. Вина. Чувство вины, которое испытывает человек, на­рушивший норму поведения, — это внутренняя санкция. Нарушитель испытывает угрызения совести, если он нарушил со­циальную норму, ставшую его внутренним убеждением в резуль­тате соответствующего образования и воспитания, независимо от внешних последствий. Вина несколько напоминает автоматическую санкцию, по­тому что нарушитель рассматривает санкцию, которая наступает без постороннего вмешательства.

3. Стыд. Нарушитель чувствует, что его действия понизили его в глазах других людей. Стыд — это внешняя санкция за на­рушение нормы поведения. Стыд, также как и вина, являются результатом воспитания, как формального, так и неформального. Однако стыд отличается от вины тем, что он требует распростра­нения информации о нарушении. Чтобы санкция стала действен­ной, необходимо, чтобы другие члены общества знали о наруше­нии правил.

Возвращаясь к вопросу о трансформации норм, следует указать на отличие трансформации формальных норм от неформальных институтов, которая может быть как эволюционной, так и революционной.

Изменения, происходящие в формальных рамках, могут быть ориентированы,

· во–первых, на построение их в соответствии с некоторой идеальной моделью. Примером может служит небольшой период после Октябрьской революции 1917 года в России.

· во–вторых, вновь создаваемые институты могут воспроизводить когда то существовавшие на территории данного государства, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции формальные институты.

· в–третьих, может произойти импорт формальных институтов, функционирующих в других странах.

При этом следует учитывать, что данные изменения в формальных рамках не всегда могут быть успешными и привести к повышению эффективности функционирования социально-экономической системы.

Неформальные институты не всегда совпадает с формальными. Соотношение формальных и неформальных институтов может быть следующим:

1. Гармония или совпадение. Пример: антигуманные поступки человека, например, воровство и пр. осуждаются как в писаном (формальные институты), так и в неписаном праве (неформальные институты)

2. Нейтральность. Пример: обычай гостеприимства. Формальные институты нейтральны по отношению к данному неформальному институту.

3. Рассогласование и конфликт. Пример: в результате рыночных реформ конца ХХ века в Россию были импортированы формальные институты, демонстрировавшие в странах Запада высокую эффективность. Однако они оказались неконгруэнтны принятым в России неформальным нормам соборности, коллективизма. Это привело к фактическому конфликту формальных и неформальных институтов и, как следствие, к проблемам экономического роста.

Наши рекомендации