Функции рынка и специфические черты рыночной экономики.
Сущность рынка выражается в его основных экономических функциях:
Информационная - рынок дает участникам через изменяющиеся цены, процентные ставки на кредит, курс валют объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг, данные об условиях их реализации.
Посредническая – обеспечение встречи потребителя и производителя с целью обмена.
Ценообразующая – взаимодействие на рынке спроса и предложения формирует равновесную цену.Роль цены состоит в том, что она является важнейшим информационным сигналом.
Функция сбалансирования спроса и предложения: через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Регулирующая предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, согласованность производителя и потребителя, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему, структуре. Контролирующая – рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов производства по качеству и количеству товаров.
Стимулирующая состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, товаров с наименьшими издержками, стимулировании НТП.
Санирующая (оздоравливающая) - с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от нежизнеспособных, технически отсталых, неэффективных (низкорентабельных и убыточных) фирм, и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным
Функция реализации экономических интересов позволяет соблюсти интересы и продавцов (производителей) и покупателей (потребителей. . Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность (равноценность) рыночной сделки.
Рыночное хозяйство как экономическая система, независимо от конкретных форм его проявления, имеет ряд обязательных, специфических черт:
1) преобладание частой собственности;
2) экономическая свобода, включающая следующие элементы:
а) свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора;
б) свобода торговли и свобода договоров;
в) свобода ценообразования;
г) свобода мобильности (перелива) ресурсов
3) приоритет частного (корыстного) интереса, индивидуализм;
4) конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;
5) саморегулирование хозяйственной деятельности (по выражению А.Смита принцип «невидимой руки»);
6) всеобщность рынка, т.е охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.
7) экономическая ответственность как обратная сторона экономической свободы
8) ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;
9) социальное неравенство.
9.Условия и причины возникновения рынка.
Важнейшими историческими условиями возникновения товарного производства и рынка являются следующие.
Первое условие - общественное разделение труда и специализация производителей. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами. Отдельныегруппы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг.
Специализации вызвала рост производительности труда, появление прибавочного продукта, склонность людей к обмену.
Второе условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.
Третье условие - разрешение проблемытрансакционных издержек. Трансакционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с заключением сделки или контракта, с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров и т.д., Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Снижение этих издержек возможно на пути совершенствования юридических норм, создания инфраструктуры рынка.
Четвертое условие самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.
10. Субъекты (агенты рынка) и инфраструктура рыночной экономики.
Экономические субъекты – это участники рыночных отношений, лица, действующие в экономике. Каждый субъект выполняет в обществе свою функцию.
различают следующие основные хозяйствующие субъекты рыночной экономики
Домохозяйство- это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц. К домашним хозяйствам относят все потребителей.
Фирма (предприятие)- это экономически и юридически самостоятельная единица, которая : 1) является основным производителем товаров и услуг, покупателем факторов производства и инвестиционных товаров, 3) основным заемщиком в экономике; 4) самостоятельно принимает решения, 5) стремится к максимизации прибыли,
Государство -это всеправительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения целей роста общественного благосостояния, устранения «провалов рынка».
Заграница (внешний сектор) – это совокупность всех экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны. . Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный сектор. Добавление в анализ иностранного сектора дает открытую экономику.
Инфраструктура рынкаможет быть представлена как совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Инфраструктурная деятельность включает:
- деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
- деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж;
- деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
- деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
• облегчает участникам рыночных отношений покупку или
продажу товаров;
• повышает оперативность и эффективность и работы субъектов рынка на основе специализации;
• организует оформление рыночных отношений, государственное и общественное регулирование деловой практики.
• Организует подготовку специалистов для эффективного функционирования рынка.
Рыночная инфраструктура ускоряет кругооборот ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: биржи, аукционы, ярмарки и другие формы внебиржевого посредничества; банковская и налоговая система; система страхования; биржи труда; информационные технологии и средства деловой коммуникации рекламные агентства; торговые палаты и другие общественные объединения (деловых кругов; профсоюзы; аудиторские и консалтинговые, т.е консультативные компании; общественные и государственные фонды и др.