Индивидуальный и рыночный спрос (графики). Экономический выбор
Спрос— платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше).
Рыночный спрос— совокупность индивидуальных спросов. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов порождает проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Перед каждым человеком, фирмой и государством в целом возникают проблемы: что, как и для кого производить (три основных вопроса экономики). Экономическая наука при этом разрабатывает наилучшие варианты решения данных проблем, т.е. решает проблему рационального ведения хозяйства. Целью рационального поведения субъекта хозяйствования является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат для достижения намеченной цели.
Теория фирмы. Виды издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами.
Теории фирмы:
- технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу,
- менеджеристская концепция, которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия;
- институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек
Краткосрочный период:
Постоянные издержки (FC) — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства (здания, аренда).
Переменные издержки (VC) — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства (сырье, электроэнергию, оплату труда).
Общие издержки (ТС)— совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период.
Средние постоянные издержки (AFC)характеризуются затратами постоянных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции.
Средние переменные издержки (AVC) характеризуются затратами переменных ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции.
Средние общие издержки (АТС)представляют собой частное от деления общих издержек (ТС) на объем продукции Q: AVC = VC/Q.
Предельные издержки (MC) — издержки, связанные с производством последней единицы продукции.
Долгосрочный период:— это отрезок времени, достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество всех используемых ресурсов, включая размеры предприятия.
Положительный эффект масштаба – в начале процесса расширения производства. По мере роста размеров предприятия средние издержки произв-ва снижаются из-за:
-более высокого уровня специализации труда рабочих и управленческого персонала;
-возможности использования более производительного оборудования;
Отрицательный эффект масштаба – возникает из-за сложности управления крупным производством. Средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия.