Совершенствование системы тарифных преференций
В настоящее время льготы по уплате таможенных платежей, широко используются для стимулирования развития производства, предпринимательства, защиты внутреннего рынка, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную промышленность. Кроме того, льготы по уплате таможенных пошлин, применяются в поддержку экономического развития наименее развитых и развивающихся стран, а также в способ торговли и политические уступки со стороны партнеров (на основе взаимности).
Современная торговая политика характеризуется усилением распространения преференциальных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных групп, решают как экономические, так и политические проблемы. Последний фактор часто побуждает государства идти к созданию зоны свободной торговли и таможенных союзов, даже в тех случаях, где их экономические выгоды не являются предопределенными. Кроме того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые, если могут принести экономические выгоды для их инициаторов, то лишь в долгосрочной перспективе. [5]
Правила Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994), регулирующие использование льготных отношений между развитыми странами, являются достаточно жесткими. Они позволяют исключить страны из льготного режима «чувствительных» секторов экономики за исключением периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, то есть, как правило, этот период не должен превышать 10 лет.
Что касается предпочтений в пользу развивающихся стран, то есть правовая возможность регулировать количество преимуществ, так как ГАТТ отображает режим действий за рамками общего обязательства наибольшего благоприятствования и не дискриминации.
Применение льготного режима к товарам, ввозимым на рынок импортирующей страной, создает значительные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или значительно уменьшить их уровень (в 2-3 раза), но в некоторых случаях даже показывает такой импорт как применение антидемпинговых пошлин и количественных ограничений. [6]
Российская Федерация предоставляет льготные торговые режимы ряду стран: членам Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения), Содружеству Независимых Государств в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также осуществляет развитие и наименее развитых стран в рамках национальной схемы Общей системы преференций (ОСП).
Документами, регулирующими использование тарифных преференций являются Договор о Евразийском экономическом союзе, соглашение «О правилах происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран», Соглашение «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ», решение Комиссии таможенного союза № 130 «О едином таможенном тарифном регулировании таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан», закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» № 5003-1. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-членов системы преференций, ставки импортных пошлин применяются в размере 75% от действующих ставок, а в наименее развитых странах применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
В настоящее время, пользователями схемы тарифных преференций Евразийского экономического союза, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих стран, которые классифицируются как «развивающиеся» из-за традиции или политической установки ведущих развитых стран, чтобы обеспечить «развивающейся» стране известные привилегии в международных экономических отношениях. [7]
Новый, более дифференцированный подход к различным уровням развития стран-бенефициаров национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже реализуется во многих странах. Евразийский экономический союз должен также пойти по этому пути, с одной стороны, будет увеличение в долгосрочной перспективе доходов от импортных пошлин, а с другой стороны, это будет способствовать повышению эффективности схемы тарифных преференций в качестве инструмента торговой политики в отношениях с третьими странами.
Однако, простое удаление любого из пользователей в списке стран окажет негативное влияние на весь спектр политических, торговоэкономических отношений с ними.
Фискальные цели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичь без какого-либо ущерба для всего комплекса отношений Евразийского экономического союза с заинтересованными странами в случае исключения из преференциальных схем некоторых из наиболее «чувствительных» категорий продукта. Это соответствовало бы защите интересов отечественных производителей. Внесение существенных изменений в схему тарифных преференций ЕАЭС политически и экономически допустимо лишь на основе разработки новых, с учетом международных обязательств и международного опыта, схем тарифных преференций.
Такой подход будет способствовать дальнейшему совершенствованию схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися и наименее развитыми странами. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных преференций по схеме, введении тарифной квоты в соответствии с «чувствительностью» продукта с точки зрения национального производства. [8]
Наряду с подготовкой перечня товаров, подпадающих под условия предпочтений, следует рассмотреть вопрос о том, как определить конкурентоспособность конкретного продукта развивающихся и наименее развитых стран-членов схемы преференций для ее возможного выхода из применения этой схемы. Это может быть, например, установление потока в виде фиксации доли импорта любой системы продукта пользователем предпочтений страны в общем объеме импорта аналогичной продукции.
Имея список продуктов, включенных в систему тарифных преференций, требуется разработка порядка внесения изменений в этот список, так как нельзя исключить возможность обращения страны с такой просьбой. Необходимо предусмотреть и критерии включения продукта в систему тарифных преференций. Следует также иметь в виду, что изменения в схему тарифных преференций Российской Федерации, утверждение перечня товаров, к которым они применяются, должны быть согласованы в рамках Евразийского экономического союза с Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией.
В странах Содружества Независимых Государств Российская Федерация предлагает ввести электронную систему сертификации происхождения товаров. Соответствующее решение содержится в «Протоколе о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009».
В соответствии с Положением, электронная система сертификации вводится для того, чтобы не представлять оригинал документа в бумажной форме. Напомним, эта информация должна быть представлена с декларацией на товары.
Данная система позволит реализовать следующие задачи:
- Осуществлять централизованный сбор информации о выданных сертификатах по форме СТ-1;
- предотвратить возможность несанкционированного уничтожения информации или ее искажение;
- иметь точные и актуальные данные, указанные в электронной системе сертификации;
- сохранять электронный сертификат в системных формах не менее трех лет. [9]
Кроме того, сертификаты в электронном и бумажном виде должны быть идентичными в композиции информации, за исключением того, что подписи и печати, не присутствуют в электронном документе. Требования включают необходимость внесения информации в электронной системе о сертификате не позднее, чем за один день после утверждения оригинала на бумажном носителе уполномоченным органом.
Внешняя торговля стала для многих стран мира наиболее важной сферой экономической деятельности, состояние которых зависит от стабильности национальной экономики, а также от уровня экономического развития. Таким образом, страны в той или иной форме с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, решают многие из приоритетов социально-экономических проблем. Использование тарифных льгот и преференций является неотъемлемой частью внешней политики государств, которые являются эффективным средством торговой политики, и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. [10]
В соответствии с тарифными уступками на основе взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Евразийского экономического союза привилегии в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, применяются в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженной ставки пошлины, возврата ранее уплаченной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
Они не могут иметь индивидуальный характер и в соответствии со статьей 43 Договора о Евразийском экономическом союзе, применяются независимо от страны происхождения товара.
Тарифные уступки осуществляют регуляторные и каталитические функции. Государство, устанавливая определенную привилегию, пытается создать наиболее благоприятные условия для импорта или экспорта товаров в тех областях, которые способствуют, прежде всего, улучшению экономической ситуации в стране, развитию обрабатывающей промышленности.
Принципиально значимым вопросом совершенствования ЕСТП ЕАЭС является развитие принципа тарифной дифференциации, предполагающее разделение товарной номенклатуры на группы в зависимости от их чувствительности для общего рынка ЕАЭС, определяемой с учетом доли импорта на рынке данного товара и степени его влияния на соответствующий сектор экономики стран данного интеграционного объединения.
В данном контексте целесообразно использование опыта ЕС, в котором применяются четыре градации ставки таможенных пошлин:
1) 85% от базовой ставки для очень чувствительных товаров;
2) 70% для чувствительных товаров
3) 35% для получувствительных товаров;
4) 0% для нечувствительных товаров.
Предоставление тарифных преференций - важная деятельность Евразийского экономического союза, поскольку это помогает уменьшить экономическое неравенство между странами и содействует обеспечению доступа к мировому рынку союза. Но также необходимо обратить внимание на нормативно-правовую базу в отношении тарифных льгот, которые доступны для определенных видов продукции, с тем, чтобы стимулировать создание и развитие отечественного производства определенных товаров.
Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые или пониженные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.[11]
Использование тарифных преференций в любой стране, жестко связано с текущей правовой и нормативной базой. Практическое применение льгот, основано как на внутреннем законодательстве стран, а также и на международном праве. Это также верно по отношению к российской теории и практике в области правил, процедур и условий применения тарифных льгот и преференций.
Особенности общей системы преференций с точки зрения ее влияния на ускорение экономического развития развивающихся стран не следует переоценивать. Даже самая совершенная система преференций не может сама по себе коренным образом способствовать решению важнейших социальных, экономических, торговых и политических отношений. Новый, все более и более дифференцированный подход к различным уровням развития стран-бенефициаров национальных схем тарифных преференций стал давно актуальным и дал жизнь многим странам.
Для упрощения механизма предоставления тарифных преференций, возможно внедрение электронной сертификации со странами-пользователями тарифных преференций. Такая система позволит не предоставлять оригинал сертификата о происхождении товаров, при условии, что таможенные органы получат доступ к электронной системе, с помощью которой можно идентифицировать сертификат, а также получить всю необходимою информацию о стране происхождения товара. Но сложность внедрения системы заключается в том, что другие государственные контролирующие органы пока еще не способны переходить на безбумажные технологии.
Безусловно, существует необходимость более детальной и точной проработки таможенного законодательства, регулирующего вопросы определения страны происхождения товаров. Нужно также не забывать о непрерывном процессе обучения и о повышении квалификации таможенных инспекторов, выпускающих товары, ведь большинство рассмотренных выше проблем связано с «человеческим фактором» - недостаточная правовая культура должностных лиц таможенных органов, небрежность при проверке и составлении документов приводят к ошибкам при предоставлении или отказам в предоставлении тарифных преференций.
Заключение
В Российской Федерации система тарифных преференций начала формироваться в начале 1990х годов. Тарифные преференции представляют собой таможенные льготы специфического характера, подразумевающие снижение или отмену таможенных пошлин на определенные товары, поступающие из стран, в отношении которых действует преференциальный режим. В Российской Федерации в настоящее время действует единая система тарифных преференций ЕАЭС. Евразийской экономической комиссией утверждаются перечень преференциальных товаров, а также перечень преференциальных стран. У единой системы тарифных преференций ЕАЭС сложилась определённая нормативно-правовая база, определяющая общие условия предоставления тарифных преференций. В соответствии с договором о ЕАЭС, товары, ввозимые из наименее развитых стран, полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, а к товарам, ввозимым из развивающихся стран применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от ставок, указанных в едином таможенном тарифе. Порядок предоставления тарифных преференций определяется национальным законодательством государств-членов ЕАЭС, а также международными договорами. Так, в РФ приказом ФТС № 1565 “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций” определены порядок предоставления тарифных преференций.
Важнейшей частью системы тарифных преференций является определение страны происхождения товара. Правила определения страны происхождения товаров указаны в Соглашении “О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств”, действующее для всех участников данного соглашения и Соглашение “ О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран”, действующее на территории ЕАЭС. Для предоставления тарифных преференций, участники ВЭД должны предоставить сертификат о происхождении товаров по форме А, если товар ввозится из наименее развитых и развивающихся стран, и сертификат о происхождения товаров по форме СТ-1, если товар ввозится с территории стран-участниц СНГ.
В вопросе предоставления тарифных преференций наблюдается множество проблем. В первую очередь проблемы связаны с недобросовестностью участников ВЭД, их низкой правовой культурой, а также некомпетентностью должностных лиц таможенных органов.
Важное значение приобретает проблема определения страны происхождения товара, которая отражается в существенном недоборе таможенных платежей и тем самым оказывает значительное влияние на доходную часть федерального бюджета. Ведь от точности определения страны происхождения зависит размер начисляемых ставок пошлин (нулевые, 75% от базовых, базовые), а значит и объем перечисляемых в бюджет средств.
Определение страны происхождения товаров по-прежнему вызывает значительные трудности. В результате проводимого таможенными органами ведомственного контроля решений нижестоящих органов и их должностных лиц обнаруживается, что наибольшее количество не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений в области таможенного дела принимаются при определении страны происхождения товаров и их классификации.
Ввозимый товар считается товаром, происходящим из стран-пользователей тарифных преференций в случаях:
1) Если товар полностью произведен в данной стране. К таким товарам относятся: полезные ископаемые, добытые на территории страны; животные, выращенные или родившиеся в стране, а также продукция, получаемая от этих животных; рыболовная продукция, продукция морского промысла, добытая судом этой страны; растительная продукция, выращенная на территории данной страны и т.д.
2) Если товар был произведен из сырья, полуфабрикатов, материалов, происходящих из других стран при условиях достаточной переработки или обработки в данной стране.
Если таможенная стоимость ввозимых товаров не превышает 5000$ в эквиваленте, то предоставление сертификата о происхождении товара не обязательно, достаточно лишь представить декларацию о происхождении товаров.
Исходя из приведенной статистика по предоставлению тарифных преференций отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни, можно увидеть, что какой-либо тенденции к росту или спаду не наблюдается.
В Дагестанской таможне регулярно проводятся семинары, на которых обсуждаются вопросы определения страны происхождения товаров. Так, во исполнение пункта плана 4 июня 2016 г. проведено учебное занятие-семинар. Согласно протоколу № 1 от 4 июня 2016 г. на семинаре в актовом зале (ул. Аметхана Султана 30), были обсуждены проблемные вопросы в присутствии должностных лиц ОТОиТК таможенных постов.
Новый, всё более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже приводится в жизнь многими странами. ЕАЭС также должен пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет стран-участников ЕАЭС от импортных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты:
1) Федеральный закон РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
2) Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусия, Республики Казахстан и Российской Федерации»
3) Письмо ФТС России от 10.03.2011 № 01-11/10499 «О предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, декларируемых в электронной форме»
4) Перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза(в редакции Решения Совета ЕЭК от 23.04.2015 №35)
5) Перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза(в редакции Решения Совета ЕЭК от 23.04.2015 №35)
6) Соглашение Правительств государств - участников СНГ "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" от 20.11.2009
7) Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран"
8) Приказ ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”
9) Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ
10) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N
11) Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)
Специальная литература:
12) Новиков М.В., Землянская С.В. Система тарифных преференций Таможенного союза // Вестник Волгоградского университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2013.
13) Ершов, А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таомженном деле: Учебное пособие. – СПб: Изд-во «Бизнес-пресса», 2009. – 256 с.
14) Корф Д. В. Таможенное законодательство о стране происхождения товаров // Реформы и право. - 2011. - № 1
15) Корф Д.В. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и классификация товаров в таможенных целях: научно-практический комментарий главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012.
16) Оболенский В.П. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике. Мировая экономика и международные отношения. 2011.
17) Тарарышкина Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС 2011 г.
[1] Приказ ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”
[2] Тарарышкина Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕврАзЭС 2011 г.
[3] Корф Д. В. Таможенное законодательство о стране происхождения товаров // Реформы и право. - 2011.
[4] Приказ ФТС от 2 августа 2012 г “Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций”
[5] Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский.—2-е изд., испр. и доп.
[6] Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (ред. от 30.11.2016) "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"
[7] Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М., 2014. – 216
[8] Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)
[9] Яшина О.Н. Внешнеторговая политика как инструмент модернизации экономики// Всероссийский научно-аналитический журнал «Вестник Уральского института экономики, управления и права». 2010.
[10] Попов А.С. Тарифная политика современных государств. М., 2011
[11] Слюсарь Н.Б. Институциональные основы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2011.