Тема 4. Рыночные барьеры и динамика рынка
1. Природа и определение рыночных барьеров.
2. Виды барьеров входа-выхода.
3. Показатели оценки рыночных барьеров.
1.Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются
важнейшими характеристиками структуры рынка.
Уровень монополизации экономики решающим образом зависит от
наличия барьеров входа-выхода в отрасль.
Под барьерами входа на рынокпонимаются любые факторы и
обстоятельства правового, организационного, технологического,
экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на
данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими
там участниками.
Под барьерами выхода с рынкапонимаются любые факторы,
затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом
деятельности на рынке без серьезных экономических потерь.
Экономическая роль рыночных барьеров:
1. Препятствуют выходу из отрасли без потерь
2. Ограничивают количество фирм в отрасли
3. Препятствуют входу на рынок новых фирм
4. Снижают угрозы потенциальной конкуренции
5. Действующие на отраслевом рынке фирмы получаю прибыль в
долгосрочном периоде.
Уровень барьеров входа на отраслевой рынок:
1. Очень высокий – действующие на отраслевом рынке фирмы могут
устанавливать цену, превышающую минимальные средние издержки
производства на 10% и более, не опасаясь входа на рынок новых фирм.
2. Значительный – действующие на отраслевом рынке фирмы могут
устанавливать цену, превышающую минимальные средние издержки
производства на 5-9%, не опасаясь входа на рынок новых фирм.
3. Умеренный или низкий - действующие на отраслевом рынке фирмы
могут устанавливать цену, превышающую минимальные средние издержки
производства на 1-4%, не опасаясь входа на рынок новых фирм.
По уровню барьеров, устанавливаемых на пути входа новых фирм на
рынок, отрасли можно классифицировать следующим образом:
1. Отрасли со свободным входом. Здесь уже действующие на рынке
фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с
потенциальными конкурентами: цена в отрасли устанавливается на уровне
предельных издержек. Наблюдается свободное перемещение капитальных,
финансовых и трудовых ресурсов между отраслями.
2. Отрасли с краткосрочными барьерами входа. В этих условиях
старые фирмы (фирмы-старожилы) могут получать положительную
экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счет краткосрочного
недопущения новых фирм на рынок. Однако преимущества старых фирм
исчезают в долгосрочном периоде.
3. Отрасли с замедленным входом. В таких отраслях старые фирмы
обладают преимуществами перед новыми фирмами и проводят ценовую
политику, которая препятствует проникновению новых фирм на рынок, в
результате чего старые фирмы получают положительную прибыль даже в
долгосрочном периоде. Но с течением времени небольшое число новых
конкурентов все же может «просочиться» на рынок. Рынок не является
полностью закрытым для соперников.
4. Отрасли с блокированным входом. В этом случае вход новых фирм
на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в
долгосрочном периодах. Число фирм не меняется на протяжении очень
длительных периодов времени.
Исследователи Р. Кейвс, М. Портер, У. Шеферд и др. считают, что при
прочих равных условиях, чем выше барьеры для входа, тем больше
рентабельность фирмы в данной отрасли. В совокупности, высокие барьеры,
значительная рыночная доля и возможности сговора доминирующих
отраслевых фирм обеспечивают более благоприятные условия для
увеличения капитализации.
Рис 3. Зависимость доходности капитала фирмы от структуры
отраслевого рынка
2.Барьеры входа-выхода можно разделить на две большие группы:
1. Нестратегические барьеры
2. Стратегические барьеры.
К нестратегическим барьерам относятся условия, находящиеся вне
контроля фирм-старожилов и объясняющие причину, по которой входа
новых фирм не происходит при цене выше предельных издержек.
Стратегические барьеры – это стратегические действия фирм в случае
опасности (угрозы) входа со стороны потенциальных новых конкурентов.
Классификация рыночных барьеров входа-выхода:
1. Нестратегические барьеры:
- емкость рынка (ограниченность спроса);
- объем капитальных затрат (первоначальных инвестиций);
- абсолютное преимущество в издержках;
- административные барьеры;
- состояние инфраструктуры рынка;
- качество товара и репутация фирмы;
- криминальные барьеры.
2. Стратегические барьеры:
- ценообразование, ограничивающее вход;
- дополнительные инвестиции в оборудование;
- продуктовая дифференциация;
- долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями;
- репутация «жесткого» конкурента.
3.В мировой практике для определения уровня входных и выходных
барьеров применяют следующие статистические показатели:
Показатели входа
1) Норма входа фирм на отраслевые рынки:
Нвх = Мв / М в+д, (16)
где Мв – число вошедших за год на рынок фирм;
Мв+д – общее число фирм действующих на рынке на конец года.
2) Норма проникновения новых фирм на действующий рынок:
Нпр = Qв / Qв+д, (17)
где Qв – объем производства продукции вошедших на рынок фирм;
Qв+д – общий объем производства продукции на рынке.
3) Показатель роста (Тd) равен периоду времени достижения входящими
на отраслевой рынок фирмами размеров уже действующих на нем.
Показатели выхода
1) Норма выхода:
Нвых = Му / Мд, (18)
где Му – число фирм ушедших с рынка за анализируемый период;
Мд – общее число фирм, действующих на рынке на конец
анализируемого периода.
2) Коэффициент выживаемости:
Квыж = Мв/Мо (19)
Квыж – коэффициент выживания фирм на отраслевом рынке;
Мв - количество вошедших на рынок фирм за год;
Мо – количество оставшихся фирм из числа вошедших.
К числу статистических показателей уровня входных и выходных
барьеров можно также отнести: долю банкротств, поглощений и слияний
сравнительно с новыми фирмами на рынке.