III этап. Системный анализ отраслевых рынков (1950 гг. - по наше время)
В рамках этого этапа происходит формирование экономики отраслевых рынков как самостоятельного раздела экономической теории. В 1950-е гг. ЭС Мэйсон предложил классическую парадигму «Структура-поведение- результативность», впоследствии дополненyю Бэйном. В середине 1950-х гг. выходит первый учебник по экономике отраслевых рынков. В 1960-х гг. появляются теоретические исследования Ланкастера и Мэрриса.
Начиная с 1970-х гг. происходит рост интереса к экономике отраслевых рынков, вызванный:
1) усилением критики эффективности государственного регулирования, отход от прямого регулирования к проведению антимонопольной политики;
2) развитием международной торговли и усиления воздействия на условия торговли рыночной структуры;
3) ростом сомнений относительно адаптационной способности фирм в
меняющихся рыночных условиях.
С 1970-х гг. происходит интеграция методов теории игр в методический аппарат экономики отраслевых рынков, появляются исследования, посвященные проблемам кооперативных соглашений, асимметричности информации и неполноты контрактов.
Современные исследования в экономике отраслевых рынков можно условно разделить на два основных направления, отличающихся используемой методологией:
1) гарвардская школа, основанная на системном анализе отраслевых рынков на эмпирической основе;
2) чикагская школа, основанная на строгом анализе зависимостей на основе построения теоретических моделей.
3.Экономика нашей страны – многосложный динамичный общественный организм, планомерно охватывающий процесс совместного труда и присвоения создаваемых благ ради роста благосостояния и всестороннего развития каждого человека. Динамичное и сбалансированное развитие экономики как единого народнохозяйственного комплекса сопровождается совершенствованием территориальной организации производства, усложнением его отраслевой структуры, возникновением новых задач в области управления и планирования народного хозяйства страны и входящих в нее субъектов.
Структуру единого народнохозяйственного комплекса страны (производственного комплекса и непроизводственной сферы) можно представить в следующем виде:
- отраслевые (межотраслевые) народнохозяйственные комплексы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.);
- функциональные народнохозяйственные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический, строительный и др.);
- региональные комплексы (часть единого комплекса страны на определенной территории);
- территориально-производственные комплексы (ТПК) с их основной отраслью специализации;
- промышленные узлы как звено ТПК (промышленные производства на сравнительно ограниченной территории);
- социально-производственные комплексы (сельский район, город).
Согласно системе национальных счетов, первичным сектором является сельскохозяйственное производство, рыболовство, охота, лесоводство – здесь работник взаимодействует с биоприродными ресурсами, поставляя необходимое для общества биосырье, растительные материалы и продукты.
Вторичный сектор включает в себя индустриальные отрасли – добывающую, обрабатывающую, пищевую и легкую промышленность, а также строительную индустрию, выработку и транспортировку электро-, водо- и газовых ресурсов. В данном случае работник имеет дело с трансформацией и подготовкой целого ряда природных богатств для
производственных и социальных нужд, участвует в промышленном
производстве – создает механизмы, товары повседневного спроса,
вырабатывает пищевые продукты и др., возводит различные технические
сооружения, промышленные комплексы.
Сфера обслуживания формирует в национальной экономике
третичный сектор, где работники взаимодействуют с людьми и
производственными коллективами, ориентируясь на удовлетворение их
специфических потребностей, как не связанных напрямую с производством,
так и связанных с ним. В этом случае третичный сектор включает в себя:
транспорт и связь, торговлю, государственную администрацию, образование,
здравоохранение, инженерно-консультационные услуги, бытовые услуги
населению и др.
Перечень видов деятельности, представленный в третичном секторе,
далеко не полон. В последние годы практика обслуживания демонстрирует
расширение третичного сектора, его дифференциацию, появление в нем
новых сегментов. Интенсивное развитие данного сектора позволяет многим
аналитикам выделить четвертичный сектор (научно-исследовательские,
информационные, телекоммуникационные услуги), а также пятеричный
сектор (услуги, связанные с высокоинтеллектуальным творческим трудом).