Основные разделы региональной стратегии
Контрольная работа
Стратегическое планирование региональной экономики как метод региональной политики в субъектах РФ (города федерального значения, области, края, республики)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Значение стратегического планирования для региональной экономики. 3
2. Основные разделы региональной стратегии. 10
3. Стратегические приоритеты развития региона на примере Псковской области 14
Список Литературы……………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Любой субъект РФ может быть рассмотрен в качестве подсистемы национальной экономики, в этой связи стратегическое управление региональным развитием приобретает особую роль для повышения устойчивости общей экономической системы государства, обеспечения благосостояния граждан страны, повышения устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики. Основой для принимаемых на региональном уровне государственных решений является стратегия социально-экономического развития субъекта РФ, которая определяет наиболее приоритетные региональные хозяйственные комплексы, а также определяет ключевые направления развития региона. Кроме того, сложившаяся ситуация, в сфере социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов, обуславливает необходимость разработки и применения адекватного комплекса мер, которые направлены на реализацию стратегии устойчивого общественного развития, обеспечения использования сложившегося потенциала государства и отдельных регионов.
1. Значение стратегического планирования для региональной экономики
Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [1].
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.
Процессы стратегического управления (разработка образа будущего, определение целей, формирование стратегии, осуществление стратегических изменений и оценка деятельности) тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Задачи по организации стратегического планирования социально-экономического развития региона, которые решаются при переходе к рыночным отношениям, и в условиях недостаточности указаний со стороны вышестоящих органов власти требуют выполнения нескольких условий.
Первое условие состоит в том, что запуск процесса работы над стратегией развития региона должен быть осуществлен руководством территории. Во-первых, руководитель администрации должен преодолеть противодействие своих политических оппонентов, а также провести мероприятия по убеждению общественности в необходимости принять и реализовать планы по развитию территории. В дальнейшем, функции организатора работы по планированию развития могут быть транслированы какому-либо другому представителю администрации (регионального правительства), к примеру, своему заместителю, либо руководителю профильного управления администрации[1]. Тем не менее, не следует недооценивать значение всесторонней и постоянной поддержки главы субъекта, который обладает реальной властью. Иностранный опыт говорит о том, что зачастую именно отсутствие необходимого уровня политической поддержки выступает причиной провала программ социально-экономического развития региона.
Второе условие состоит в необходимости подключать все региональное сообщество к выработке основных положений стратегической концепции развития территории, а также к подготовке плана социально-экономического развития. Работа, направленная на планирование развития территории субъекта РФ должна объединять городские организации и отдельных граждан, которые:
- сами по себе субъекты социально-экономической жизни территории, у них есть свои цели, которые нужно предусматривать в ходе работы над планами социально-экономического развития территории;
- граждане (организации) способны самостоятельно на профессиональном уровне формулировать направления путей развития региональной экономики;
- обладают необходимым уровнем интеллектуального, кадрового, организационного, материально-финансового потенциала, который пригоден к использованию при планировании.
Также в вышеуказанной работе, связанной с процессами планирования и развития должны принимать участие подразделения вышестоящего уровня власти (например, федеральной власти). Представители вышестоящей власти, как правило, имеют свои интересы развития то или иной территории, а во-вторых, обладают необходимыми методами и способами воздействия (нормативно-правовыми, финансово-экономическими, административными) на ситуацию в регионе.
В целях выполнения указанных условий и обеспечения баланса интересов различных представителей региона, нужно найти определенные механизма их привлечения к работе, связанной с планированием[2]. Такие механизмы и пути могут являться разнообразными, они зависят от целого ряда факторов, например, от размера территории, сложившейся экономической ситуации, целей экономического развития, а также от степени вовлеченности представителей частных и общественных организаций в экономическое развитии. Финансовые и кадровые ресурсы субъекта РФ также представляются важными факторами.
Первым вариантом привлечения сторонних экспертов к проблеме разработки стратегии социально-экономического развития региона является создание на базе администрации представительной рабочей группы. В основе такой группы могут выступать сотрудники администрации территории региона (а также включенных в состав муниципальных образований), также можно направить приглашения представителей различных городских и региональных организаций, которые заинтересованы в разработке плана и способны оказать необходимую помощь и поддержку данной работе. Специалисты со стороны вышеупомянутых организаций могут быть привлечены в статусе «эксперты», или же на этапе обсуждений проектов разработанных документов, которые подготовлены небольшим количеством участников рабочей группы. В качестве примера состава группы можно привести созданную в одном из образований субъекта РФ рабочую группу, в состав которой вошли сотрудники профильного (экономического, архитектурно-строительного, транспортного) управления администрации городской территории, представители независимого Центра по региональному планированию и развитию территорий, Политехнического института, а также ряда различных общественных объединений. Формирование рабочих групп в городах РФ наталкивается на некоторые трудности, например, в части привлечения к этой работе представителей бизнес-сообщества территории, а также руководителей высших органов власти субъектов РФ.
Иным возможным вариантом привлечения специалистов и создания расширенных рабочих групп является взаимодействие подразделений администрации с профильными консалтинговыми фирмами и высшими учебными заведениями. Оформление такого взаимодействия может быть проведена через официальное заключение договора на оказание услуг долгосрочного характера.
Дополнительно для реализации поставленной цели по формированию рабочей группы возможно рассмотреть целесообразность создания новой специальной организации, которая бы комплексно занималась проблемами социально-экономического развития и планирования. В качестве примера, можно привести опыт создания в ряде субъектов и муниципальных образований Агентств по экономическому развитию (АЭР). В данном случае администрация (правительство) региона выступает в качестве одного из соучредителей такой организации. В качестве взноса в уставной капитал, могут быть использованы как непосредственно финансовые ресурсы, так и интеллектуальные и информационные ресурсы, имущественные права.
Подводя некоторый итог, отметим, что планирование социально-экономического развития региона схоже с понятием стратегического бизнес-планирования, оно может быть представлено в виде ряда этапов.
1. Проведение анализа текущих условий и имеющихся ресурсов экономического развития территории.
2. Процедура разработки концепции социально-экономического развития территории.
3. Определение перечня необходимых мероприятий и организация разработки конкретных целевых программ.
4. Формирование общего плана социально-экономического развития, обеспечение выполнения плана мероприятий по развитию территории.
Работа по анализу имеющихся ресурсов и текущих условий для стратегического социально-экономического развития региона должна проводится экспертами, которые входят в состав сформированной рабочей группы, либо же являющимися представителями независимой организации-разработчика планов социально-экономического развития региона.
Опыт показывает, что в большей части случаев, участие в анализе ресурсов и условий также принимают сотрудники профильных подразделений администрации (управление экономического развития, финансовое управление, комитет по областному имуществу и др.). Данными специалистами проводится подготовка соответствующих разделов, они организуют необходимые и информирование. Также к данной работе на условиях финансового обеспечения могут быть привлечены сторонние эксперты-представители внешних организаций. Кроме того, иногда представляется целесообразным привлекать сотрудников и обучающихся высших учебных заведений.
Эксперты выделяют ряд задач, которые необходимо решить при оценке текущих условий и ресурсов
Анализ среды развития территории региона является первой задачей этапа. В связи с тем, что город представляет собой открытую систему, он прямо реагирует на различные факторы, которые проявляются на различных внешних уровнях - политическом, экономическом, социальном и других факторы.
В настоящее время сложилась практика, при которой анализ среды занимает недостаточную долю в общем объеме аналитических материалов, однако практически все специалисты в области социально-экономического развития акцентируют максимальное внимание на вопросах анализа среды. Те рекомендации, которые сформулированы по результатам проведения анализа окружающей среды, в начале кажутся несколько размытыми и «само собой разумеющимися», вместе с тем последовательная работа по их исполнению позволяет обойти стратегические ошибки и обеспечить реализацию всего потенциала субъекта РФ.
Основная цель проведения анализа - определение конкурентных преимуществ региона, а также поиск и анализирование внешних опасностей и угроз, проведение сравнительной оценки с другими территориями[3].
Вторая задача этапа - проведение оценки и учета тех ресурсов, которые находятся в распоряжении у региона, либо которые непосредственно можно привлечь городу для целей по развитию. К ним относятся материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы. Следует отметить, что структура ресурсов развития городских территорий за последние годы претерпела значительные изменения, однако они не всегда могут быть отражены статистически. Прямое управление администрацией городской территории является невозможным для хозяйствующих субъектов, в том числе приватизированных промышленных предприятий, предприятий сферы услуг, торговли. Вместе с тем, значительно вырастает роль некоторых видов ресурсов, использованию которых раньше уделялось недостаточное внимание – к ним относятся земельные ресурсы городской территории, а также та недвижимость, которая находится в городской собственности. Использование трудовых, культурных, информационных ресурсов дает новые возможности для социально-экономического развития территории.
Отметим, что в современных условиях практически все ресурсы нужно рассматривать исходя из позиции необходимости по формированию благоприятного инвестиционного климата и обеспечения комфортных условий ведения предпринимательской деятельности. В этой связи представляется необходимым обеспечить улучшение и стабильное развитие налоговой и организационной среды для ведения бизнеса, а также создание понятных условий для компаний-инициаторов инвестиционных проектов, а также для развития малого и среднего предпринимательства.
Эксперты рекомендуют проведение активного регионального маркетинга путем создания его благоприятного имиджа, путем обеспечения прозрачности всех административных процессов и процессов принятия государственных решений. Кроме того, сам факт наличия плана социально-экономического развития региона служит для заинтересованных во вложении инвестиционных средств одним из основных подтверждений долгосрочной региональной территории в области стабильного социально-экономического и инвестиционного развития.
Итогом данного этапа является отчет, который содержит анализ текущего состояния и перспективные условия социально-экономического развития городской территории, содержащий также с подробной характеристикой ресурсов. Кроме того, отчет должен содержать предложения целей развития, которые будут заложены в будущий план, а также полное обоснование этих целей.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что основная цель разработки стратегии управления территорией современного субъекта РФ и муниципальных образований в его составе – поддержание и развитие системы жизнеобеспечения населения, а также формировании комфортных условий для проживания на основе разработанных стратегических плановых документов, которые подлежат регулярной актуализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003, № 131-ФЗ
2. Авилова В.В., Галлямова Д.Х. Роль РФ в обеспечении процесса вступления стран СНГ в ВТО// Вестник КГТУ. 2012 - №4 с. 176-179
3. Гилязова А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма // Вестник КГТУ 2012 - №12 с. 178-190
4. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление Региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001-176
5. Кормановская И.Р., Ренкас Н.Н. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона // Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2009.
6. Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. М.: Экзамен, 2002 – 518 с. Материалы Союза муниципальных образований Республики Татарстан.
7. Машковцев П.В. Формирование системы управления инновационной деятельностью в рамках процессного управления предприятия // Вестник КГТУ. 2012 - №3 с. 176-179
8. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440
9. Санжапов Б.Х., Калина И.С. Моделирование принятия решений при стратегическом планировании устойчивого развития региона // Известия Волгоградского Государственного технического университета. 2006 - № 4 89- 91с.
10. Хайруллов Д.С. Формирование системы государственного регулирования процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. Казань: Фэн. Академия наук РТ, 1997 -224 с.
[1] Зайцева О. В. Маркетинг города и процессное управление в основе стратегического развития муниципального образования // Символ науки. 2016. №3-1 С.72-74.
[2] Теоретические аспекты устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Псковский регионологический журнал.
[3] Богославец Д. М. Анализ подходов к стратегическому планированию агломераций // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №2 (13) С.52-58.
Контрольная работа
Стратегическое планирование региональной экономики как метод региональной политики в субъектах РФ (города федерального значения, области, края, республики)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Значение стратегического планирования для региональной экономики. 3
2. Основные разделы региональной стратегии. 10
3. Стратегические приоритеты развития региона на примере Псковской области 14
Список Литературы……………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Любой субъект РФ может быть рассмотрен в качестве подсистемы национальной экономики, в этой связи стратегическое управление региональным развитием приобретает особую роль для повышения устойчивости общей экономической системы государства, обеспечения благосостояния граждан страны, повышения устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики. Основой для принимаемых на региональном уровне государственных решений является стратегия социально-экономического развития субъекта РФ, которая определяет наиболее приоритетные региональные хозяйственные комплексы, а также определяет ключевые направления развития региона. Кроме того, сложившаяся ситуация, в сфере социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов, обуславливает необходимость разработки и применения адекватного комплекса мер, которые направлены на реализацию стратегии устойчивого общественного развития, обеспечения использования сложившегося потенциала государства и отдельных регионов.
1. Значение стратегического планирования для региональной экономики
Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [1].
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.
Процессы стратегического управления (разработка образа будущего, определение целей, формирование стратегии, осуществление стратегических изменений и оценка деятельности) тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Задачи по организации стратегического планирования социально-экономического развития региона, которые решаются при переходе к рыночным отношениям, и в условиях недостаточности указаний со стороны вышестоящих органов власти требуют выполнения нескольких условий.
Первое условие состоит в том, что запуск процесса работы над стратегией развития региона должен быть осуществлен руководством территории. Во-первых, руководитель администрации должен преодолеть противодействие своих политических оппонентов, а также провести мероприятия по убеждению общественности в необходимости принять и реализовать планы по развитию территории. В дальнейшем, функции организатора работы по планированию развития могут быть транслированы какому-либо другому представителю администрации (регионального правительства), к примеру, своему заместителю, либо руководителю профильного управления администрации[1]. Тем не менее, не следует недооценивать значение всесторонней и постоянной поддержки главы субъекта, который обладает реальной властью. Иностранный опыт говорит о том, что зачастую именно отсутствие необходимого уровня политической поддержки выступает причиной провала программ социально-экономического развития региона.
Второе условие состоит в необходимости подключать все региональное сообщество к выработке основных положений стратегической концепции развития территории, а также к подготовке плана социально-экономического развития. Работа, направленная на планирование развития территории субъекта РФ должна объединять городские организации и отдельных граждан, которые:
- сами по себе субъекты социально-экономической жизни территории, у них есть свои цели, которые нужно предусматривать в ходе работы над планами социально-экономического развития территории;
- граждане (организации) способны самостоятельно на профессиональном уровне формулировать направления путей развития региональной экономики;
- обладают необходимым уровнем интеллектуального, кадрового, организационного, материально-финансового потенциала, который пригоден к использованию при планировании.
Также в вышеуказанной работе, связанной с процессами планирования и развития должны принимать участие подразделения вышестоящего уровня власти (например, федеральной власти). Представители вышестоящей власти, как правило, имеют свои интересы развития то или иной территории, а во-вторых, обладают необходимыми методами и способами воздействия (нормативно-правовыми, финансово-экономическими, административными) на ситуацию в регионе.
В целях выполнения указанных условий и обеспечения баланса интересов различных представителей региона, нужно найти определенные механизма их привлечения к работе, связанной с планированием[2]. Такие механизмы и пути могут являться разнообразными, они зависят от целого ряда факторов, например, от размера территории, сложившейся экономической ситуации, целей экономического развития, а также от степени вовлеченности представителей частных и общественных организаций в экономическое развитии. Финансовые и кадровые ресурсы субъекта РФ также представляются важными факторами.
Первым вариантом привлечения сторонних экспертов к проблеме разработки стратегии социально-экономического развития региона является создание на базе администрации представительной рабочей группы. В основе такой группы могут выступать сотрудники администрации территории региона (а также включенных в состав муниципальных образований), также можно направить приглашения представителей различных городских и региональных организаций, которые заинтересованы в разработке плана и способны оказать необходимую помощь и поддержку данной работе. Специалисты со стороны вышеупомянутых организаций могут быть привлечены в статусе «эксперты», или же на этапе обсуждений проектов разработанных документов, которые подготовлены небольшим количеством участников рабочей группы. В качестве примера состава группы можно привести созданную в одном из образований субъекта РФ рабочую группу, в состав которой вошли сотрудники профильного (экономического, архитектурно-строительного, транспортного) управления администрации городской территории, представители независимого Центра по региональному планированию и развитию территорий, Политехнического института, а также ряда различных общественных объединений. Формирование рабочих групп в городах РФ наталкивается на некоторые трудности, например, в части привлечения к этой работе представителей бизнес-сообщества территории, а также руководителей высших органов власти субъектов РФ.
Иным возможным вариантом привлечения специалистов и создания расширенных рабочих групп является взаимодействие подразделений администрации с профильными консалтинговыми фирмами и высшими учебными заведениями. Оформление такого взаимодействия может быть проведена через официальное заключение договора на оказание услуг долгосрочного характера.
Дополнительно для реализации поставленной цели по формированию рабочей группы возможно рассмотреть целесообразность создания новой специальной организации, которая бы комплексно занималась проблемами социально-экономического развития и планирования. В качестве примера, можно привести опыт создания в ряде субъектов и муниципальных образований Агентств по экономическому развитию (АЭР). В данном случае администрация (правительство) региона выступает в качестве одного из соучредителей такой организации. В качестве взноса в уставной капитал, могут быть использованы как непосредственно финансовые ресурсы, так и интеллектуальные и информационные ресурсы, имущественные права.
Подводя некоторый итог, отметим, что планирование социально-экономического развития региона схоже с понятием стратегического бизнес-планирования, оно может быть представлено в виде ряда этапов.
1. Проведение анализа текущих условий и имеющихся ресурсов экономического развития территории.
2. Процедура разработки концепции социально-экономического развития территории.
3. Определение перечня необходимых мероприятий и организация разработки конкретных целевых программ.
4. Формирование общего плана социально-экономического развития, обеспечение выполнения плана мероприятий по развитию территории.
Работа по анализу имеющихся ресурсов и текущих условий для стратегического социально-экономического развития региона должна проводится экспертами, которые входят в состав сформированной рабочей группы, либо же являющимися представителями независимой организации-разработчика планов социально-экономического развития региона.
Опыт показывает, что в большей части случаев, участие в анализе ресурсов и условий также принимают сотрудники профильных подразделений администрации (управление экономического развития, финансовое управление, комитет по областному имуществу и др.). Данными специалистами проводится подготовка соответствующих разделов, они организуют необходимые и информирование. Также к данной работе на условиях финансового обеспечения могут быть привлечены сторонние эксперты-представители внешних организаций. Кроме того, иногда представляется целесообразным привлекать сотрудников и обучающихся высших учебных заведений.
Эксперты выделяют ряд задач, которые необходимо решить при оценке текущих условий и ресурсов
Анализ среды развития территории региона является первой задачей этапа. В связи с тем, что город представляет собой открытую систему, он прямо реагирует на различные факторы, которые проявляются на различных внешних уровнях - политическом, экономическом, социальном и других факторы.
В настоящее время сложилась практика, при которой анализ среды занимает недостаточную долю в общем объеме аналитических материалов, однако практически все специалисты в области социально-экономического развития акцентируют максимальное внимание на вопросах анализа среды. Те рекомендации, которые сформулированы по результатам проведения анализа окружающей среды, в начале кажутся несколько размытыми и «само собой разумеющимися», вместе с тем последовательная работа по их исполнению позволяет обойти стратегические ошибки и обеспечить реализацию всего потенциала субъекта РФ.
Основная цель проведения анализа - определение конкурентных преимуществ региона, а также поиск и анализирование внешних опасностей и угроз, проведение сравнительной оценки с другими территориями[3].
Вторая задача этапа - проведение оценки и учета тех ресурсов, которые находятся в распоряжении у региона, либо которые непосредственно можно привлечь городу для целей по развитию. К ним относятся материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы. Следует отметить, что структура ресурсов развития городских территорий за последние годы претерпела значительные изменения, однако они не всегда могут быть отражены статистически. Прямое управление администрацией городской территории является невозможным для хозяйствующих субъектов, в том числе приватизированных промышленных предприятий, предприятий сферы услуг, торговли. Вместе с тем, значительно вырастает роль некоторых видов ресурсов, использованию которых раньше уделялось недостаточное внимание – к ним относятся земельные ресурсы городской территории, а также та недвижимость, которая находится в городской собственности. Использование трудовых, культурных, информационных ресурсов дает новые возможности для социально-экономического развития территории.
Отметим, что в современных условиях практически все ресурсы нужно рассматривать исходя из позиции необходимости по формированию благоприятного инвестиционного климата и обеспечения комфортных условий ведения предпринимательской деятельности. В этой связи представляется необходимым обеспечить улучшение и стабильное развитие налоговой и организационной среды для ведения бизнеса, а также создание понятных условий для компаний-инициаторов инвестиционных проектов, а также для развития малого и среднего предпринимательства.
Эксперты рекомендуют проведение активного регионального маркетинга путем создания его благоприятного имиджа, путем обеспечения прозрачности всех административных процессов и процессов принятия государственных решений. Кроме того, сам факт наличия плана социально-экономического развития региона служит для заинтересованных во вложении инвестиционных средств одним из основных подтверждений долгосрочной региональной территории в области стабильного социально-экономического и инвестиционного развития.
Итогом данного этапа является отчет, который содержит анализ текущего состояния и перспективные условия социально-экономического развития городской территории, содержащий также с подробной характеристикой ресурсов. Кроме того, отчет должен содержать предложения целей развития, которые будут заложены в будущий план, а также полное обоснование этих целей.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что основная цель разработки стратегии управления территорией современного субъекта РФ и муниципальных образований в его составе – поддержание и развитие системы жизнеобеспечения населения, а также формировании комфортных условий для проживания на основе разработанных стратегических плановых документов, которые подлежат регулярной актуализации.
Основные разделы региональной стратегии
На основе анализа теоретических подходов к содержанию стратегии, а также результатов обобщения практики разработки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ СЗФО нами предлагается модельная структура стратегии социально-экономического развития региона, представленная на рис. 1.
Как видно из данных рис. 1., первый раздел стратегии – «Комплексный анализ внешней и внутренней среды региона» включает в себя исследование международных (зарубежных) и общероссийских факторов и условий, социально-экономического положения региона, хозяйственного климата и предпринимательства, существующей инфраструктуры, экологии, общества и социальной сферы, а также внешних связей региона. Итоги такого исследования наиболее целесообразно представлять в форме SWOT–анализа, что позволяет определять наиболее важные направления развития региона.
В следующем разделе конкурентные позиции и стратегические вызовы определяются на основе результатов комплексного анализа внешней и внутренней среды региона, описываются альтернативные сценарии развития субъекта. В соответствии с этим далее обозначаются миссия и главная цель социально-экономического развития региона, видение желаемого будущего.
Название раздела |
Содержание |
7. Управление реализацией стратегии |
- Направления деятельности региональных органов власти - Целевые показатели социально-экономического развития региона |
4. Система приоритетов и целей развития региона |
5. Система мероприятий по реализации целей и задач |
6. Механизмы реализации стратегии |
- Приоритеты и цели социального развития региона - Приоритеты и цели экологического развития региона - Приоритеты и цели экономического развития региона |
- Мероприятия по реализации целей и задач социального развития региона - Мероприятия по реализации целей и задач экологического развития региона - Мероприятия по реализации целей и задач экономического развития региона |
- Система средне- и краткосрочных прогнозно-аналитических документов |
3. Миссия, главная цель, видение желаемого будущего |
- Видение желаемого будущего - Миссия - Главная цель социально-экономического развития региона |
1. Комплексный анализ внешней и внутренней среды региона |
2. Конкурентные позиции и стратегические вызовы |
- Международные факторы и условия - Общероссийские факторы и условия - Социальная сфера - Социально-экономическое положение - Внешние связи - |
- Конкурентные позиции - Стратегические вызовы - Альтернативные сценарии развития региона |
- Хозяйственный климат и предпринимательство - Инфраструктура - Экология - Общество |
Рисунок 1.
Модельная структура стратегии социально-экономического развития региона
В разделах 4 и 5 разрабатываются приоритеты и цели развития региона, а также система мероприятий по реализации целей и задач, которые затрагивают все направления социального, экономического и экологического развития региона.
В разделе 6 «Механизмы реализации стратегии» определяется порядок утверждения стратегии социально-экономического развития региона. Согласно сложившейся в регионах СЗФО практике (см. табл.2) данный документ может быть утвержден как законодательным, так и исполнительным органом власти, однако, в большинстве случаев стратегии утверждаются постановлениями или распоряжениями высших органов исполнительной власти, и лишь в некоторых случаях стратегия социально-экономического развития региона имеет статус закона (Республика Карелия, Новгородская область). На практике утверждение стратегии означает, что любое управленческое решение, касающееся социально-экономического развития региона, проверяется на соответствие стратегическим направлениям его развития. После утверждения стратегии разрабатывается среднесрочная программа социально-экономического развития региона сроком на 3-5 лет, в которой в соответствии с выбранными стратегическими целями и направлениями их достижения, перечисляются приоритетные социально-экономические проекты и целевые программы, направленные на реализацию стратегии.
В разделе «Управление реализацией стратегии» определяются направления деятельности региональных органов власти по созданию мер, способствующих эффективной реализации стратегии. При этом текущая работа органов исполнительной власти региона и других участников социально-экономического развития территории (частных предприятий, некоммерческих организаций, общественных групп) определяется стратегией социально-экономического развития региона. В процесс реализации стратегии вовлекается максимальное число заинтересованных лиц и организаций, а организация системы контроля и мониторинга реализации стратегии представляет собой отслеживание соответствия результатов развития стратегическим приоритетам наряду с мониторингом общей динамики социально-экономического развития региона. Общий ход реализации стратегии социально-экономического развития региона координируется и контролирует<