Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса

Леон Вальрас (1834-1910, Швейцария) – построил математическую модель общего экономического равновесия.

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса - student2.ru

Рис 23. Леон Вальрас

Основные положения:

- экономика делится на 2 сектора: фирмы и домашние хозяйства, и 2 вида рынков: рынок ресурсов и рынок товаров и услуг – см. рис. 24.

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса - student2.ru

Рис 24. Кругооборот благ и расходов с участием государства

- все рынки являются рынками совершенной конкуренции, цены сводные, нерегулируемые

- на каждом рынке методом проб и ошибок происходит «нащупывание» цены, которая бы устраивала и продавцов, и покупателей – рынок балансируется

- все рынки взаимосвязаны

- построив систему взаимосвязанных уравнений, Вальрас доказал, что возможно установление равновесия на всех рынках одновременно.

Таким образом, модель Вальраса – это идеальная статичная модель общего экономического равновесия, это модель идеальной экономики, в которой все ресурсы используются, все товары реализованы, весь спрос удовлетворен.

Оптимум В.Парето.

Вильфредо Парето (1848-1923, Италия, Швейцария) пытался найти критерий эффективности для всей национальной экономики.

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса - student2.ru

Рис 25. Вильфредо Парето

Сформулировал следующее положение, вошедшее в экономическую науку как оптимумПарето: экономическая эффективность достигнута, если ни один экономический субъект не может улучшить своего положения, не ухудшая при этом положения других – рис. 26.

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса - student2.ru

Рис 26. Оптимум Парето

Вывод, который следует из этого положения: государство не должно вмешиваться в процесс распределения ресурсов и доходов, так стремясь поддержать одни сферы деятельности или группы населения, оно неизбежно ухудшает положение других, ведь ресурсы ограничены.

Достоинства и недостатки неоклассической школы

Итак, основной вывод, который следует из неоклассической теории: рыночная система способна к саморегулированию, к автоматическому установлению равновесия, поэтому государственное вмешательство в рыночную экономику нежелательно.

Однако все неоклассические модели слишком абстрактны, они не учитывают целого ряда факторов (монополизм, вмешательство государства, технологический прогресс, социальные, политические, психологические факторы, инерционность экономических процессов и т.д.) – в этом их недостаток.

Тема 3. Развитие экономической мысли в России (кон. XIX – перв.пол. XX вв.)

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865 – 1919)

Вклад в науку

- труды по истории промышленности: «Русская фабрика в прошлом и настоящем», «Промышленные кризисы в современной Англии».

- труды по политэкономии. Социальная теория распределения: рост доходов зависит в первую очередь от производительности общественного труда, а пропорции распределения – от системы социальных отношений.

- теория кооперации

- инвестиционная теория цикла.

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса - student2.ru

Рис. 27. М.И. Туган-Барановский

Александр Васильевич Чаянов (1888 – 1937)

- исследование аграрных отношений в России

- рассмотрение вопросов сельскохозяйственной кооперации.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 – 1938)

Основной труд – «Большие циклы конъюнктуры»

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса - student2.ru

Рис 28. Н.Д. Кондратьев

Автор теории «длинных волн», согласно которой существуют большие циклы экономической конъюнктуры (то есть подъемы и спады в развитии экономики) продолжительностью 48-55 лет – рис.29.

Модель общего экономического равновесия Л.Вальраса - student2.ru

Рис. 29. «Длинные волны» Кондратьева

Причина подъема – поток революционных изобретений, принципиально новых технологий, причина спада – их исчерпание.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается основная идея, предмет рассмотрения «Капитала» К.Маркса?

2. В чем суть теории смены общественных формаций К.Маркса?

3. В чем суть теории прибавочной стоимости К.Маркса?

4. В чем суть маржинальной революции? Иными словами: в чем особенности подхода маржиналистов к изучению экономики?

5. Назовите основных представителей маржинализма.

6. Сформулируйте основные положения концепции предельной полезности, выдвинутой экономистами австрийской школы.

7. В чем суть первого и второго законов Госсена?

8. В чем суть теории альтернативных затрат?

9. Что означает термин «экономикс»?

10. В чем заслуга А.Маршалла, его вклад в экономическую науку?

11. В чем суть концепции рыночного равновесия, предложенной А.Маршаллом?

12. В чем суть теории распределения, предложенной Дж.Б.Кларком?

14. В чем суть модели общего экономического равновесия Л.Вальраса?

15. В чем суть оптимума Парето? Какие выводы можно из него сделать?

16. В чем общий смысл неоклассических моделей? Какую концепцию отстаивают представители неоклассической школы?

17. В чем смысл теории «длинных волн» Н.Д.Кондратьева?

Наши рекомендации