Индекс цен производителей (ИЦП)
Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований.
И ИПЦ, и ИЦП статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года, т.е. как индекс Ласпейреса, поскольку подсчет этих весов – процедура длительная и дорогостоящая и поэтому проводимая не ежегодно, а, как правило, один раз в пять лет:,
(1.25.)
где(Pi0) и(Pit) – цены i-го блага, соответственно,
в базисном (0) и текущем (t) периоде; (Qit) – количество i-го блага в текущем периоде.
В отличие от индекса Ласпейреса, индекс Пааше несколько занижает рост уровня цен в экономике, поскольку тоже не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП.
Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем:
· ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные национальной экономикой;
· при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП только товары, произведенные национальной экономикой;
· для определения общего уровня цен и темпа инфляции могут использоваться и дефлятор ВВП, и ИПЦ, но ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и на их основе разработки программ социального обеспечения;
· макроэкономических моделях в качестве показателя общего уровня цен используется дефлятор ВВП, который обозначаемый буквой Р и измеряется только в относительных величинах (например: 1,2; 2,5);
В связи с тем, что оба индекса имеют недостатки для более точного расчета темпа изменения общего уровня цен, может использоваться так называемый «идеальный» индекс Фишера, который представляет собой среднее геометрическое из индекса Пааше и индекса Ласпейреса:
IF =
Лекция 2
Модели макроэкономического равновесия (Семинар 6)
Основная задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности и отражают взаимосвязи, складывающиеся в рыночной экономике. Рассмотрение общих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках экономической системы требует применения соответствующих совокупных (агрегированных) экономических категорий.
Совокупный спрос
Базовой макроэкономической моделью является модель “совокупного спроса - совокупного предложения”. Она позволяет:
1) выявить условия макроэкономического равновесия, определить равновесные значения объема производства и уровня цен;
2) объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике;
3) показать причины и последствия этих изменений;
4) описать варианты экономической политики государства.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, планируемые в экономике при каждом возможном уровне цен. Он отражает связь между объемом (величиной) совокупного выпуска, на который может быть предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике, поэтому следует отличать сам совокупный спрос(функцию, зависимость) от величины(объема) совокупного спроса (значения функции при заданном уровне цен).
Совокупный спрос предъявляют все макроэкономические агенты, поэтому в структуре совокупного спроса можно выделить:
1) спрос на потребительские товары и услуги (С);
2) спрос на инвестиционные товары и услуги (Ig);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) спрос на чистый экспорт (Xn).
Одни компоненты совокупного спроса, например потребительские расходы, относительно стабильны, изменяются медленно, более динамичны, другие, например инвестиционные расходы – их изменения вызывают колебания экономической активности. Совокупный спрос рассчитывается так же, как объем национального производства по расходам:
АD = С + Ig + G + Хn(2.1.)
Отличие состоит в том, что ВВП[7] по расходам – фактически осуществленные расходы, а AD – планируемые расходы всех макроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен.
Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса АD (от англ. aggregate demand) показывает различные объемы товаров и услуг (реальный ВВП), которые все сектора экономики (потребители, фирмы, государство, иностранный сектор) готовы, планируют купить при любом возможном уровне цен (рис.2.1.).
Рис. 2.1.
На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВВП), а на оси ординат - не абсолютные показатели цен (например, в млрд р.), а уровень цен или индекс цен (дефлятор или ИПЦ) .
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВВП, на который предъявлен спрос, является обратной, и этим объясняется отрицательный наклон кривой AD.
отрицательный наклон кривой AD определяется:
· условиями построения модели AD и
· тремя ценовыми факторами.