Коммуникативная сторона педагогического общения. Психология педагогической оценки. (ОПК-3, ПК-2)

Описание:

Ученик 8 класса Иван Л. имел плохую успеваемость по русскому языку. Он систематически не выполнял домашние задания, в классных работах допускал множество ошибок, диктанты и сочинения выполнял на «удовлетворительно».

Однако, начиная с сентября, для лучшей подготовки к ГИА он стал регулярно заниматься у репетира. За это время Иван заметно «подтянулся» по предмету, домашние задания стал выполнять регулярно и безошибочно. Классные работы также содержали все меньшее количество ошибок.

Контрольный же диктант он написал на твердую «четверку».

Материалы кейса:

Ананьев Б.Г.Психология педагогической оценки // Избр. психол. тр.: в 2 т. - М., 1980.-С. 133-161.

Задание:

1. Приведите примеры положительной и негативной обратной связи, которую может дать учитель на успехи ученика.

2. Каково значение обратной связи в педагогическом общении? Каково влияние обратной связи на познавательное и личностное развитие ребенка в зависимости от ее характера?

3. Какие эффекты межличностной перцепции могут способствовать образованию негативной обратной связи?

4. Какими приемами педагогического общения можно стимулировать познавательную активность неуспевающего учащегося?

№2

Каково значение и особенности использования наглядного обучения на уроках экономики. Сформулируйте цели урока по теме «Источники финансирования фирмы» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 73) и продумайте методические приемы использования наглядности при их достижении

Задание к билету №20

№1

Закономерности и механизмы развития человека в отечественной психологии
(ОК-1,ОПК-6)

Описание:

Значительная часть практикующих педагогов полагает, что главная трудность образовательной работы учителя заключается в том, что учеников очень сложно «замотивировать на учебу». Именно на «отсутствие мотивации учения» как на самую важную проблему указывают студенты педагогического вуза, выходящие на практику. От того, как учитель сможет «заразить своим предметом», – полагают родители, – зависит успешность ученика в освоении школьной программы.

Материалы кейса:

1.Давыдов В.В. Лекции по общей психологии:Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.(Схема общей структуры психики)

2. Протоколы уроков, составленные студентами в период педагогической практики.

3. Стеценко А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни. – М.: ЧеРо, 2005. – С. 225-229.

Задание:

1. Как устроено действие ребенка, которое приводит его к получения знания?

2. Каким должно быть участие взрослого в процессе освоения ребенком знания? Каково психологическое содержание действий «замотивировать» и «заразить своим предметом»?

3. О чем идет речь в отчетах студентов, утверждающих, что у учеников «отсутствует мотивация учения»? На какую психологическую реальность обращают внимание студенты-практиканты?

4. Объясните психологическое содержание ожиданий родителей?

№2

Каковы функции этапа закрепления на уроке экономики, виды закрепления? Сформулируйте цели урока по теме «Валовый внутренний продукт» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 100) и продумайте методические пути организации закрепления по этой теме.

Задание к билету №21

№1

Психология возрастных кризисов. Общие и специфические особенности психического развития ребенка в кризисные периоды (ОК-6, ПК-8)

Описание:

Ситуация 1.

«Родители трехлетнего Володи обратились за консультацией к психологу в детском саду по поводу поведения своего сына. Их беспокоят истерики, которые устраивает Володя в ответ на отказ родителей купить понравившуюся ему игрушку или сладость. Кроме этого отмечается, что ребенок стал в последнее время совершенно неуправляем: отказывается вовремя ложиться спать, убирать игрушки, купаться и чистить зубы. А на днях употребил по отношению к отцу нецензурное слово.

Родители взволнованы резким изменением поведением Володи – ведь до недавнего времени он был покладистым ребенком, всегда с удовольствием выполнял несложные поручения…»

Ситуация 2.

«Мама Оксаны обеспокоена по поводу взаимоотношений со своей дочерью. Оксане 11,5 лет, она учится в 5 классе. Жалоб со стороны учителей на девочку до недавнего времени не было. Училась она хорошо. Отношения с дочерью всегда строились на принципах уважения, взаимной честности, принципиальности.

В последнее время поведение Оксаны резко изменилось. Девочка стала часто оговариваться, нередко в грубой форме, старается все делать по-своему, наперекор желанию и требованиям родителей. Успеваемость снизилась, а со стороны учителей появились жалобы на поведение ученицы.

Подружки, с которыми Оксана проводит слишком много времени, не нравятся маме – они, по ее мнению, озабочены только внешним видом и мальчиками. Для того, чтобы узнать, с кем общается Оксана, мама прочитала сообщения дочери в социальных сетях. Обнаружив это, девочка устроила скандал, закрылась в комнате с комментариями о том, что у нее должна быть хоть какая-нибудь личная жизнь…»

Материалы кейса:

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. – С. 49-53.

Задание:

1. Проанализируйте описанные ситуации. Определите, есть ли общие внутренние причины, лежащие в основе поведения детей? Каково психологическое содержание кризисных периодов возрастного развития?

2. Какие поведенческие симптомы свидетельствуют о наличии у детей возрастного кризиса?

3. Связано ли возникновение и протекание возрастных кризисов с характером педагогического влияния взрослых? Возможно ли бескризисное развитие ребенка? Каковы взгляды ученых на закономерности возрастных кризисов?

4. Разработайте рекомендации для родителей по взаимоотношению с детьми, находящихся в кризисных периодах возрастного развития?

№2

Раскройте специфику формирования у школьников понимания закономерностей экономического развития общества. Сформулируйте цели урока по теме «Инфляция» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 123) и продумайте методические приемы их достижения.

Задание к билету №22

№1

Наши рекомендации