Методы психологии. Классификация методов психологии и возможности их использования в педагогической практике. (ОК-1,ПК- 2)

Описание:

Администрация образовательного учреждения обеспокоена участившимися фактами противоправного поведения среди учащихся подростковых классов. Предполагается проведение психолого-медико-педагогического консилиума с приглашением подростков и их родителей.

Материалы кейса:

1.Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1».

2.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

Задание:

1. Какие психологические методы вы можете порекомендовать учителям, работающим в подростковых классах, для сбора диагностических данных и подготовки аналитических материалов к консилиуму? Чем объясняется выбор методов, какова целесообразность обращения именно к этим методам?

2. С какими трудностями сбора необходимой информации может столкнуться педагог? Каковы пути их преодоления?

3. В ситуации беседы с родителями учителя должны использовать вопросы особого рода – деликатные. Сформулируйте несколько подобных вопросов, помогающих прояснять сложившуюся в школе педагогическую ситуацию.

№2

Раскройте специфику и значение использования материалов СМИ на уроках экономики, перечислите формы работы с материалами СМИ. Сформулируйте цели урока по теме «Международное разделение труда: межнациональные корпорации» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 208) и приведите пример использования материалов СМИ по данной теме.

Задание к билету №17

№1

Индивид, личность, индивидуальность. Понятия «Я-реального» и «Я-идеального»
в контексте гуманистических представлений о личности ( ОК-1,ОПК-3)

Описание:

В «реальной» жизни многие люди тяготятся ощущением того, что они поставлены в довольно узкие рамки: повторяющиеся ритуалы общения в семье, с друзьями, начальством и коллегами требуют от них оставаться в одной и той же роли, иногда не соответствующей тому качеству, в котором они хотели бы себя видеть; людям сравнительно не легко расширить границы своего опыта, учитывая ограничения, налагаемые сложившимися в обществе порядками. Интернет эти общественные условности ослабляет (McKenna&Bargh, 2000). Один из наиболее явно зафиксированных аспектов жизни в Интернете – создание людьми новых образов Я (McKenna&Bargh, 2000; Reid, 1998). Заходя в какой-либо чат, женщина может решить, что будет мужчиной, а не женщиной, чернокожей, а не белой, в возрасте 40, а не 18 лет, и преуспевающим управленцем, а не второкурсницей. Интернет очень наглядно вводит понятие возможных Я в обиход многих людей. Люди могут пользоваться своей анонимностью в Интернете, чтобы заявить о новых интересах или вникнуть в новые идеи, не опасаясь последствий, которые это повлекло бы в реальном мире. Ничего не меняя в корне (например, не выдавая себя за женщину будучи мужчиной), человек пробует себя в разных возможных ипостасях, которые могут оказаться ближе к его идеальному представлению о себе.

Материалы кейса:

1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г. ISBN: 978-5-388-0049. (с.202.Проблема личности в психологии).

2. Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 660 с.ISBN: 5-94879-350-8, 978-5-9692-0239-9, 978-5-9692-0379-2(с.57.Основы психологии личности).

Задание:

Проанализируйте предложенные факты и ответьте на следующие вопросы:

1. Что отражают виртуальные образы Я в Интеренете?

2. Какие признаки демонстрируют люди создавая свои виртуальные Я - индивидные или личностные?

3. Чем может быть полезно или вредно для развития личности создание виртуальных Я?

№2

Перечислите основные составляющие УМК по экономике для старшей школы. Сформулируйте цели урока по теме «Спрос» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 30) и продумайте методические приемы их достижения

Задание к билету №18

№1

Социальная перцепция. Стереотипы и установки в педагогическом общении
(ОК-6, ПК-3)

Описание:

Учителя начальных классов в Бостоне узнали от исследователей, что по результатам тестирования некоторые из их учеников необычайно способны. Учителей убедили, что эти особенные ученики были «интеллектуальными бутонами, которые покажут выдающиеся результаты во время учебного года». На самом деле имена этих учеников с якобы скрытыми способностями были выбраны наугад. Однако к концу того учебного года 30% этих детей прибавили в среднем по 22 пункта при определении их коэффициента интеллекта! Почти у всех из них IQ вырос не менее чем на 10 пунктов. Этот прирост интеллектуальных способностей оказался существенно больше того, что был у их одноклассников из контрольной группы, которые начинали с таким же IQ (Rosenthal&Jacobson).

Материалы кейса:

1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г. ISBN: 978-5-388-0049. (с.263.Социальная психология личности).

2. Социальная психология учебное пособие / Отвред А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. (Серия «Высшее психологическое образование») ISBN 5-9292-0055-6 (с.146.Психология межличностного познания).

Задание:

Проанализируйте предложенные факты и ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, что изменилось в педагогическом взаимодействии в данной ситуации после того, как педагоги получили информацию о скрытых способностях некоторых учеников?

2. Какие выводы о психологических механизмах педагогического общения можно сделать на основании этого эксперимента?

№2

В чем заключается специфика урока как основной организационной формы обучения экономике? Раскройте требования к современному уроку экономики по ФГОС.

Сформулируйте цели урока по теме «Экономика фирмы» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр. 65) и продумайте методические приемы их достижения

Задание к билету №19

№1

Наши рекомендации