Для родителей учащихся 1 - 4 классов
Утверждена Экспертным советом Управления образования администрации г. Пензы.
Под общей редакцией Веры Георгиевны Акимовой, члена совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва), руководителя творческой лаборатории «Мастерская гуманности».
Рецензенты:И. Л. Беккер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ им. В.Г Белинского; В. Е. Коноваленко, кандидат педагогических наук, заместитель директора МНМЦО г. Пензы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с глубокими изменениями, происходящими в нашем обществе, в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации находятся современные семьи. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных отношений. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Следовательно, в современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь и прежде всего понимание со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов, родителей и детей можно успешно решить проблему развития, воспитания личности ребёнка. Необходимо выстраивать иные линии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество». Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
Разработка данной программы продиктована тем, что:
1. школа развивается и постоянно находится в поиске новых технологических форм целенаправленной работы с родителями, одной из таких форм работы является «родительский университет»;
2. родительский университет является необходимым условием для реализации системы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном учреждении на начальной ступени образования Ш.А. Амонашвили.
Что же такое «родительский университет»?
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс благотворно влияют на результат работы школы и семьи. Требуется, особенно в первые годы обучения ребёнка в школе, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Школа должна быть открытой для них, она должна стать и школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. Необходимо сделать так, чтобы школа стала продолжением семьи, а семья — продолжением школы. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое.
Цель родительского университета:
• создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи родительского университета:
· во-первых, чтобы родители приняли школу как дом души и сердца своих детей, и поэтому постоянно заботились о ней, приходили к ней на помощь;
· во-вторых, чтобы помочь родителям устанавливать гуманно-личностные взаимодействия с детьми в семье;
· в-третьих, забота учителей и воспитателей о более полном раскрытии воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и потенциала семьи в целом.
Система работы родительского университета основана на следующих взаимодействиях:
Позиция родителя и педагога по отношению к ребёнку. Гуманная позиция родителя и педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Действуя с такой позиции, родитель и педагог имеет возможность узнать ребёнка, увидеть мир его глазами, разобраться в его стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание себя, мира и утверждение добра.
Воспитательная деятельность родительского университета основана:
· на оценке родителями своего жизненного опыта:
· на приобретение новых знаний в опоре на свои внутренние резервы;
· на постоянном общении учителей, детей и их родителей;
· на создании атмосферы поиска новых знаний в себе, семье и школе;
· на самосовершенствовании родителей через осознание ими философского взгляда на ребёнка:
· на умении видеть результаты развития детей; видеть трудности и искать пути их преодоления; выстраивать лестницу успеха.
Взаимодействие школы и семьи осуществляется на заседаниях родительского университета, на которых родители постигают: конкретные способы гуманно-личностного общения с детьми; узнают о природных стремлениях ребёнка к развитию, взрослению, свободе; о важности воспитания в ребёнке его духовной жизни; о необходимости окружения его чувством любви, доброты, уважения. Для родителей организуются индивидуальные консультации в связи с возникновением осложнений в семейных взаимоотношениях; совместные праздники учителей, детей и их родителей; совместное участие в городских научно-педагогических конференциях; самостоятельное изучение рекомендованной литературы по проблеме; обобщение и распространение успешного опыта семейного воспитания.
Внимание родителей обращается, в первую очередь, на воспитание в ребёнке таких качеств, как доброта, милосердие, справедливость, честность, мужество, стремление к знаниям и т.п.
Разумеется, во все это будет привнесены развитые индивидуальные возможности и дарования родителей, будет сказываться образ жизни в семье и семейное воспитание.