Формирование экономических представлений на уроках экономики.

Основы развития инновационной экономики закладываются на уровне обучения. Сегодня в бизнес молодые люди идут неохотно и несмело. Прежде всего, это связано с рисками, страхом, конкуренцией, неизвестностью, отсутствием элементарных основ экономики.

Повышение экономической грамотности у подрастающего поколения является серьезной базовой основой для дальнейшего культурного, экономического развития, финансовой неуязвимости, грамотности и предпринимательской подготовки. Не всегда молодые люди знают те программы, которые существуют в государстве, регионе, своем городе, чтобы воспользоваться той или иной программой, для получения доступа к финансам. Нужно освещать программы, которые существуют для развития малого и среднего бизнеса, реализовывать различные программы для активации бизнес — идей. В любой стране мира молодые предприниматели могут оказывать значительное влияние на социально-экономическое развитие своего региона. Они создают рабочие места и используют инновационные технологии. Подготовка к предпринимательской деятельности должна осуществляться с использованием целого ряда методов: установление связи между школой и производством; развитие школьных компаний и мини-предприятий; включение в учебные программы практических курсов и др. Например, компания «Microsoft» и ее деловые партнеры являются наставниками учащихся школ. Школьники получают возможность поучиться «реальному миру бизнеса» [3]. Существуют множество программ для учащихся, целью которых является расширение возможностей будущей карьеры для молодых людей разных образовательных уровней и способностей. Участие бизнес — структур является важной составной частью школьной подготовки учеников к повседневной жизни. Необходимо привлекать к процессу обучения бизнес-структуры, вузы, колледжи для обеспечения практической составляющей процесса обучения. Такой подход позволит расширить образовательное пространство. Можно рассматривать различные варианты модели обучения с учетом ресурсных возможностей образовательных учреждений. Ознакомление и обучение предпринимательской деятельности не ставит самоцель превратить школьников в предпринимателей. Но понимание принципов и методов работы, позволит будущим выпускникам максимально адаптироваться во взрослой жизни, обеспечит конкурентные преимущества в профессиональной деятельности. Конечно, такое обучение целесообразнее вводить в средней школе, учащиеся которой менее загружены, восприимчивы к инновациям, инициативны, менее профессионально ориентированы. Сегодня существуют организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Бизнес-инкубатор, Технопарк, Торгово-промышленные палаты, Региональный центр инвестиций — это система организаций, оказывающих услуги и содействие предпринимателям по различным направлениям деятельности. С привлечением этих ресурсов к образовательному процессу в виде сотрудничества и поддержки, создания курсов обучения. Форма передачи знаний гораздо эффективнее от уже сложившихся бизнес — наставников молодому поколению выпускников школ. Опыт ведения бизнеса приобретается с годами, потому что, опыт — это количество знаний, который человек приобрел с годами, пропуская через себя те или иные события в самом бизнесе. Ведь это прикладные знания, проверенные жизненным опытом. Особенно актуален этот вопрос для старшеклассников, которые готовятся к взрослой жизни, дальнейшему обучению и трудовой деятельности. Задача жизненного самоопределения, стоящая перед учащимися старших классов, готовых встать на следующую ступень своего развития, в личностном и профессиональном плане, является приоритетной. Изучение экономики в школе выполняет функцию профориентации, так как школьный экономический курс может стать стартовой площадкой для дальнейшего профессионального развития. В учебном процессе можно использовать такие активные методы обучения, как деловые игры, направленные на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и являться моделью какой либо ситуации. Например, создание виртуальных учебных фирм, где в ходе игры учащиеся рассматривают существующие ключевые моменты, такие как, постановка цели, разработка бизнес-планов, привлечение ресурсов, составление отчетности и другие механизмы дальнейшей работы предпринимателя. Предполагаются самые разнообразные игры с делением класса на группы или действия каждого ученика в собственных интересах. Для эффективного взаимодействия старшеклассников в качестве эксперимента можно предложить ролевую игру «Телемост» с учениками других школ города и по всей стране. К примеру, одна команда покупает недвижимость, другая продает. Все считают прибыль, выигрывает, соответственно тот, у кого больше прибыль. Таким образом, можно отправлять друг другу «корпоративные письма и документацию», делать предложения по качеству сделок. Неизменным остается в ходе игры одно — игры максимально приближены к реальным ситуациям и дают ученикам опыт поведения в разных обстоятельствах. Вместо традиционных оценок использовать баллы за работу в команде, обсуждение, принятие решений. Для стимулирования молодых людей можно организовать конференции, которые будут призваны решать ряд задач, среди которых побуждение к научно-практической деятельности, создание площадки для общения. На сегодняшний день профильное обучение является обязательным требованием повышения качества образования на старшей ступени общего образования. Однако учащиеся основной школы не всегда готовы к выбору профиля обучения, поэтому нередко этот выбор происходит интуитивно или «за компанию». Какую профессию выберут для себя выпускники? Во избежание неправильного выбора, необходима предпрофильная подготовка, которая может обеспечить осознанный, ответственный выбор. Важно, чтобы этот выбор был сделан до окончания школы. С появлением новой учебной дисциплины «Экономика» появились проблемы, но период растерянности прошел, уже можно говорить о том, что наработан некоторый опыт, который позволит сделать определенные выводы. Процесс обучения должен быть интересным для учащихся, ставить конкретные задачи и помогать находить решения, давать возможность совместно оценивать последствия тех или иных решений, обеспечивать простор для проявления творческой самостоятельности.





Наши рекомендации