Что представляет собой налог как экономическая категория?

Налоги, такая же экономическая категория, как цена, кредит, прибыль. Налоги выполняют целый ряд функций в государстве. Налоги, как ни одна экономическая категория подвергаются критике, отрицанию, изменениям. С позиции государственности налоги есть необходимый элемент существования государственных структур и выполнения ими своих задач. Известно, что с первых шагов своего существования государство выполняет определенные услуги: охраняет границы; развивает экономику; оказывает помощь населению; развивает науку, культуру, здравоохранение, образование. Налоги -- это плата за эти услуги. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном счете на экономику общества. Французский философ-социалист Пьер Прудон верно определял сущность налога -- это вопрос о государстве. Налоги -- это более поздняя форма государственных доходов.

У налогов есть определенные позитивные характеристики. Это инструмент:

- позволяющий собирать доходы государства;

- помогающий более справедливо распределять налоговое бремя;

- обладающий стимулирующим воздействием;

- через систему налогового обложения государство воздействует на личное потребление и регулирует спрос.

Опыт построения налоговых систем развитых зарубежных стран позволяет сделать выводы, что налогообложение строится на следующих принципах:

1) простоте и ясности построения налога;

2) однократности обложения;

3) социальной справедливости;

4) адресности обложения;

5) дифференциале ставок;

Льготном обложении.

Чем богаче страна, тем больше будет и налогов.

Величина налогов должна соответствовать объему государственных услуг. Налоги выполняют функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую.

Какие виды налогов Вы знаете?

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы.

Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

Региональные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований) земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Каковы их функции?

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
4. Стимулирующая функция.

Что представляет собой налог как экономическая категория? - student2.ru

Эффект Лаффера

Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой, которая показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 18.1).

Что представляет собой налог как экономическая категория? - student2.ru

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

  • ставка налога равна нулю — поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100% — поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в теневую экономику). При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство — их получать;
  • точка А — при определенном значении rа достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rа считается оптимальным уровнем ставки налога, Ta — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с ra, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при rb > ra, Tb< Ta, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Итак, суть эффекта Лаффера заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rа) в краткосрочный период приведет к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде — к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из теневой к легальную экономику. Иными словами, если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в теневую экономику. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления и бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с эффектом Лаффера).



Наши рекомендации