Вопрос 3. Интернализация внешних эффектов
Интернализация- это трансформация внешних эффектов во внутренние. Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности.
В 20-х гг. 20-го века Артур Пигу предложил использование корректирующих налогов и субсидий.
Налог– это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.
Действие корректирующего налога (налог Пигу) | |
отрицательные ВЭ | положительные ВЭ |
- плательщик - производитель | - плательщик - потребитель |
- равен внешним издержкам | - равен внешним выгодам |
- повышает частные издержки до уровня общественных | - изымает часть внешних выгод |
- приводит к росту цены и уменьшению выпуска продукции | - снижает спрос |
Субсидии - платежи потребителям или производителям блага, направленные на стимулирование спроса или предложения.
Формы субсидирования спроса: талоны на продукты питания, денежные выплаты беднейшим слоям, бесплатная вакцинация, стипендии на образование и т.д.
При стимулировании предложения субсидии получают производители. Результат: расширение производства, сокращение издержек, снижение цены, рост потребления.
Субсидирование связано с дополнительными расходами бюджетных средств и определяется направлениями социально-экономической политики. Сложность в применении корректирующих налогов и субсидий – определение размера внешних издержек и выгод.
Вопрос 4. Теорема Коуза
Рональд Коуз - американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1991 г..
Причина внешних эффектов - отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Право на совершение определенных действий является фактором производства и должно приносить владельцу прибыль. Отсутствие закрепленных прав собственности позволяет использовать его бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве платного фактора производства. В результате частные издержки растут до уровня общественных. Нейтрализация внешнего эффекта происходит без государственного вмешательства.
Следовательно, проблема ВЭ решается посредством четкого распределения и спецификации прав собственности.
Права собственности – совокупность прав владения, распоряжения и пользования.
Спецификация прав собственности – определение субъекта, объекта собственности и способов наделения собственностью. Это дает возможность проведения переговоров между участниками сделки. Условие переговоров – 1) внешнему эффекту можно дать стоимостную оценку, 2) трансакционные издержки должны быть меньше внешнего эффекта.
Трансакционные издержки (затраты) – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности: затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контракта, защиты прав собственности.
Решение проблемы внешних эффектов – расширение и развитие института собственности. Механизм реализации - приватизация ресурсов.
Вопрос 5. Использование теории внешних эффектов в экономической практике
Наиболее широкое применение ТВЭ получила при решении экологических проблем. Задача сводится к денежной оценке ВЭ и определению предельно допустимого вреда окружающей среде.
Используются методы:
- правовые (законы, постановления, указы);
- административные:
а) экологические стандарты – это предельно допустимые нормы, обязательные для соблюдения: ограничения на виды и объемы загрязняющих выбросов, пределы концентрации вредных веществ.
б) мониторинг - это контроль выбросов.
- экономические:
А) платность природопользования;
Б) налогообложение экологически вредных производств по повышенным ставкам;
В) плата за вредные выбросы.
Г) продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет предельно допустимый объем вредных выбросов и продает его в форме лицензий .
Идея передачи части прав собственности на окружающую среду в форме разрешений (лицензий) на загрязнение принадлежит американскому политологу Р.Дэйлсу. Он предложил два варианта такой передачи. При первом из них осуществляется продажа через аукцион, при втором – лицензии распределяются бесплатно, и разрешается купля-продажа прав на загрязнение субъектами. Возможность продажи прав на загрязнение фирмой с более низкими издержками на охрану окружающей среды той фирме, у которой эти издержки высоки, обеспечивает гибкость в распределении загрязнений в пределах изначально установленного уровня. Такой подход сочетает преимущества прямого административного регулирования с выгодами рыночного саморегулирования и потому является более предпочтительным, чем экологическое налогообложение.
Д) компенсации: фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.
Вопрос 6. Киотский протокол
Принципы государственного регулирования окружающей среды определяются международными и национальным законодательством
Киотский протокол - это международное соглашение в области природопользования (2004 г. - Киотский протокол Конвенции об изменении климата). По мнению экологов, необходимо ограничить выбросы и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса. Это налагает на государства обязанность по ограничению строительства и закрытию многих существующих экологически вредных объектов.
Киотский протокол
1) установил сроки и показатели выбросов парниковых газов;
2) установил налоги на выброс;
3) установленные показатели должны быть достигнуты до 2012 годы, что дает им возможность для постепенного внедрения новых технологий;
4) определил права компаний и стран продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение стали товаром, имеющим цену.
5) указал на необходимость участия развивающихся стран (к 2015 году Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 году развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитой мир).
Тема 11. Общественные блага
Цель изучения темы:
- понять содержание и назначение общественных товаров;
- понять механизм государственного регулирования производства общественных товаров;
- изучить особенности решения проблем определения объема предложения общественных товаров;
- разобраться в проблеме распределения общественных товаров.
План:
1. Понятие частного блага
2. Понятие общественного блага
3. Смешанные общественные блага
4. Квазиобщественные блага
5. Формирование спроса на общественные блага
Рекомендуемая литература
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Нуреев Р.М. курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.
4. Самуэльсон л.э., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: изд. Дом «Вильямс», 2000.