Интернализация внешних эффектов

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Корректирующие налоги и субсидии

Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную предельным общественным затратам.

При их наличии положительных внешних эффектов используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности.

Теорема Коуза

Вне зависимости от того, кому принадлежат права на использование ресурса, через который действует внешний эффект, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату.

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав "делать что-либо, имеющее вредные последствия" (именно так трактовал Коуз право использования ресурсов), может происходить парето-эффективным образом без вмешательства государства. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

Под функциями государства понимаются главные направления его и деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство – категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства – одни отмирают, другие возникают, третьи приобретают приоритетное или, наоборот, второстепенное значение.

В отечественной научной мысли выделяется четыре основных функции, которые осуществляются любым государством:

1. экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики посредством поддержания конкурентной среды, защиты прав собственности, организации общественных работ, обеспечении свободы предпринимательства законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулировании денежного обращения, контроль за внешнеэкономической деятельностью и т.д.;

2. политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств, международного терроризма и т.п.;

3. социальная – охрана прав и свобод всего населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.п.;

4. идеологическая – поддержание определенной идеологии, в том числе и религиозной, национальной культуры, науки и т.д.

Вмешательство государства в хозяйственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. Обусловлено это тем, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности.

Функции, выполняемые государством по преодолению «провалов рынка» – это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Если обратиться к реально существующей экономике развития ряда стран мира, то обнаружатся новые области хозяйственной жизни, где проявляется ограниченность рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику развития и отсюда выделение максимальных функций государства. К сожалению, в современной рыночной экономике «провалы» рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены «провалами» государства.

Провалы (фиаско) государства –это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

К провалам государства относят:

1. ограниченность необходимой для принятия решения информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;

2. несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.;

3. ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему.

Несмотря на такую четкую структуру функций государства, вопрос о функциях государства носит дискуссионный характер. Обратим внимание на развитие, уточнение и переоценку функций государства на современном этапе развития общества.

Тенденция переориентации ценностных показателей развития общества с экономических на социальные, явно выраженная ориентация на человека, его развитие на первое место выдвигают социальную функцию государства, которая сводится к преодолению бедности, сокращению смертности, дифференциации в уровнях доходов различных групп населения, обеспечению баланса их интересов, утверждению социальной справедливости, стабильности в обществе, улучшению условий жизни населения, более развернутая поддержка образования, здравоохранения и т.д.

Функция, связанная с перераспределением доходов является чрезвычайно важной в современных условиях. Рынок признает справедливым лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чистое рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Социальную политику современной России характеризует так называемый «синдром выживания в катастрофу» акад. Львова Д.С. Последний характеризует сверхсмертность в России, где сокращение рождаемости населения находится на уровне Европейских стран, а увеличение смертности превышает в 2,5 раза африканские страны.

В тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с социальной функцией современного государства находится функция обеспечения экономического роста и высокой эффективности экономики, без реализации которой трудно решать и социальные проблемы.

Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы не просто экономический рост, но и эффективное функционирование национальной экономики. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условия для действия рыночного механизма, активации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая функция.

Поддержание естественного порядка в рыночной экономике, под которым понимается совершенная конкуренция, установление на этой основе «правил игры», т.е. правовой основы экономики есть важнейшая функция государства.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости, а с другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

В условиях трансформации экономических систем как закономерности и тенденции их развития в современном меняющемся мире на одно из первых мест выдвигается новая функция государства разработки программы реформ и контроля за ее выполнением. При этом чрезвычайно важно определить цели реформ, средства ее достижения, этапы, соблюдение принципов (научной обоснованности, прозрачности, демократизма, последовательности мероприятий, выборе времени, темпов и методов стимулирования реформ, предварительной оценки ее затрат и результатов и т.д.).

Развивающиеся страны должны взять на себя ответственность за свое благополучие и выбор модели реформ из нескольких альтернативных вариантов. Для этого им необходима политика, обеспечивающая устойчивый, справедливый и демократический рост, направленный на улучшение условий жизни бедных слоев населения, создание для каждого возможностей на успех и доступа к здравоохранению и образованию.

Реформы в России всегда проводились «сверху» и всегда достигали значительных успехов, за исключением последней (конца ХХ века). Опыт показал, что отсутствие научно обоснованной программы трансформации командной экономики в рыночную, поспешность ее проведения без учета институциональной специфики российского общества породило большое число ошибок и, по-существу, привело к «провалу» реформ, выразившихся в снижении уровня жизни населения, порождении неравенства в распределении доходов, коррупции, спаде производства и других негативных последствий.

Быстрая приватизация в России по рекомендациям МВФ и Вашингтонского консенсуса, опиравшихся на упрощенные модели рынка при допущении свободной конкуренции и совершенной информации, в условиях отсутствия институциональной инфраструктуры (правовой базы контроля за управлением корпорациями) не оказала положительного влияния на рост, а привела лишь к падению доходов населения и росту неравенства. Это было ошибкой. Итоги такой приватизации позволили сделать два важных вывода:

- решать проблему приватизации (распродажу государственных монополий частным компаниям) с тем, чтобы она способствовала более эффективной работе компаний к снижению цен для потребителей, возможно только в условиях конкурентных рынков;

- создание институциональной инфраструктуры рынка – важнейшая функция государства в условиях трансформации экономической системы (переходной экономики).

На современном этапе развития экономических систем особое значение приобретает информационная функция государства. Она обусловлена не только необходимостью преодоления наличием асимметричной информации на современном рынке, но и процессами формирования неоинформационного общества, где информация становится важнейшим фактором развития национальной и мировой экономик.

Предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т.п., государство создает тем самым общественное благо (информацию), которым бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Асимметричная информация объясняет многие институциональные правила в современном обществе. Это понятие позволяет объяснить, почему автомобильные компании и компании, производящие бытовую технику, предлагают гарантии и услуги для новых моделей; почему фирмы и работники заключают контракты, предусматривающие стимулы и премии; почему держателям акций корпораций нужно наблюдать за поведением управляющих.

Информационная экономика опирается на открытый доступ к информации, обеспечивающий широкое распространение различного рода новаций, способствующих дальнейшему прогрессу общества. В экономической науке эта открытость информации именуется прозрачностью.

В современном меняющемся мире есть основания говорить о появлении новой функции государства – экологической, которая становится равнозначной экономической и другим важнейшим функциям, и даже более приоритетной. Под экологической функцией государства понимается деятельность по обеспечению научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, по созданию необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду. Ухудшение экологической ситуации вызывает необходимость появления новых специальных государственных регуляторов, призванных предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции, что усложняет выполнение описываемой функции государства.

Остается сегодня востребованной и такая функция государства как смягчение так называемых хронических болезней рынка, а именно цикличности развития экономики, инфляции и безработицы.

В рамках этой функции особое внимание государство уделяет денежному обращению. Во-первых, потому, что сам рынок не может обеспечить себя деньгами, поэтому эмиссия (выпуск) денег – это функция государственного или центрального банка. Во-вторых, регулирование денежного обращения преследует цель борьбы с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Функцией государства остается и деятельность его в качестве субъекта имущественных отношений.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

Государство призвано осуществлять региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Эта функция имеет особое значение в условиях усиления центробежных сил.

Реализация национальных интересов в мировой экономикесегодня также является функцией государства, которая предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Эта функция в условиях глобализации преобразуется в функцию обеспечения экономической безопасности.

Сегодня проявляется тенденция к перенесению части государственных функций экономики на надгосударственный уровень. Так, возникают глобальные институты – МВФ, Всемирный банк, ВТО.

В условиях глобализации чрезвычайно важной становится функция координации интересов не только социальных групп населения внутри страны, но и на международном уровне. Дело в том, что финансовые интересы доминируют в мышлении людей из Международного валютного фонда, точно такую же роль играют торговые интересы во Всемирной торговой организации. МВФ лишь мельком касается проблем бедных – ведь находят же банки миллиарды для выкупа долгов банкам, но нет и малых сумм для предоставления субсидий тем, кто вышвырнут с работы в результате осуществления программ МВФ. Чрезвычайно важно, чтобы программы этих глобальных институтов соответствовали общим интересам: заботе о среде обитания, обеспечении бедным права голоса при принятии решений, которые их непосредственно затрагивают, содействию развития демократии, честной и справедливо торговли. Проблема состоит в том, что эти институты стали отражать умонастроения тех, кому они подотчетны. Типичный управляющий центральным банком начинает свой рабочий день с проблем инфляции, а не со статистики бедности; министр торговли озабочен показателями, экспорта, а не загрязнения окружающей среды.

В связи с этим появляется новая функция у государства – участия в организациях глобальных институтов, установлении для них определенных правил игры.

Развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политики в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием.

Не менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда – усиление исторической роли государства как гаранта социальной стабильности, призванного обеспечить прежде всего необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия, преступности и террора, приобретающего глобальные масштабы.

Особую сложность представляет вопрос о возможностях и эффективности вмешательства государства в экономику в условиях глобализации. Процессы глобализации усиливают значение в экономике развития интеллектуального, профессионального и организационного потенциала общества. Задачей государства все больше становится создание оптимальных условий для инновационного развития своей страны. Это включает следующие направления: повышение научно-технического потенциала, интеллектуального и профессионального уровня рабочей силы, стимулирование создания инновационной инфраструктуры (технологических парков; венчурных фондов и рисковых фирм; бизнес-инкубаторов), которая необходима для расширения кооперационных связей между финансовыми институтами, фирмами, научными учреждениями, системой подготовки и переподготовки кадров.

Наши рекомендации