Представители классической теории.
Давид Рикардо (1772-1823) и Карл Маркс (1818-1883).
Давид Рикардо родился в очень богатой семье, сам же начал заниматься неживым делом с 14-15 лет. В возрасте 30-ти лет забросил свои маклерские дела и посвятил себя науке, не имея высшего образования. Он случайно наткнулся на кем-то оставленную книгу, под интригующем названием «Исследование о природе и причинах богатства народов». Стал ученым, не имея никакого образования. Его больше всего интересовала проблема распределения богатства.
Как и Смит, следовал трудовой теории стоимости, которую выразил в показателе общественно-необходимых затратах рабочего времени.
В 1817 году вышла его книга «Начало политической экономии и налогового обложения». Главным он считал не производство, а распределение, которое носит общественный характер. Его также интересует проблема связанная с тем, чем определяется прибыль – трудом или капиталом? Если ими обеими, то чего больше в ней, доли труда или капитала. Поскольку если следовать закону сохранения стоимости v+m=const (где v-стоимость труда, m-стоимость капитала) их должно быть поровну.
Карл Марксявляется одним из выдающихся ученых. Продолжил традиции Трудовой теории стоимости, определяющий меру стоимости как общественно-необходимые затраты труда (ОНЗТ).
В своей книге «Капитал» он решил проблему закона стоимости Рикардо, как закон удвоения стоимости труда, распадающийся на необходимый и прибавочный труд, соответственно стоимость наемного труда и прибавочную стоимость, которые естественно равны между собой, поскольку это вытекает из закона разделения труда, но результаты которого пожинают работодатели, а попросту капиталисты, как считал Маркс.
Большой вклад был сделан ученым в создании модели экономики, простого и расширенного воспроизводства, на основании чего им была создана теория Экономического роста.
Простое воспроизводство:
I (c+v+m)=Ic+Ivгде, I-тяжелая промышленность
II (c+v+m)=I(c+m)+II(v+m) II-легкая промышленность
I(v+m)=IIc с-постоянный капитал
v-переменный капитал
Расширенное воспроизводство: m-прибавочная стоймость
I (c+v+m)>Ic+IIc
II (c+v+m)>I(v+m)+II(v+m)
I(v+m)>IIc
Модель экономического роста следует схеме:
I (v+m)>IIc(рост)
I (v+m)=IIc(постоянное) Производство
I (v+m)<IIc(спад)
Годы
Учение Милля, Мальтуса.
Д.Милль (1806-1873)учебник о политической экономии.
В своем учебнике «Начало политической экономии» (1820) он привел 4-х звеную трактовку элементов экономики, сведя воедино функции государства и частного сектора.
Государство |
Рынок |
S |
D |
S |
D |
s s
Q
Распределение |
Обмен |
В то время Сей, следовал 3-х звеной трактовке экономики: производство-распределение-потребление.
Трудовую теорию стоимости он сводил к теории издержек, пологая, что стоимость труда, будучи издержками, не могут быть одновременно прибылью. В чем он конечно же ошибался.
Также он был против вмешательства государства в экономику.
Т. Мальтус (1766-1834)был священником, ему пришла мысль, что все наши беды от того, что людей слишком много, а продуктов питания слишком мало, и которые растут соответственно геометрическим и арифметическим прогрессиям и виноват в этом рабочий класс, которые размножаются, сообразно своим возможностям, в чем конечно он ошибался, поскольку, согласно статистике мировой экономики, рост ВВП находится в прямой, пропорциональной зависимости от роста численности населения. Это согласуется с несущей способностью земли, согласно которой, земля препятствует изменению численности населения. Поскольку людей должно быть столько, сколько они получают от земли благ.
∆×T=PU+ӘЗ/Әt Где, T - численность населения
∆×З=Әp/Әt З – земля
PU – потоки земных благ
∆×З=-ӘT/Әt Әp/Әt – порция благ.
∆×T=0
Поведенческие теории.
К поведенческим теориям относят маржинализм и институционализм. Появление этих теорий было связано со сменой акцентов с теорией предложения на теорию спроса. Классическая теория в основном базировалась на теории спроса, однако со временем начали появляться теории, стоящие на позиции теории предложения. Представление первого направления-Смит, а второго-Сей. Те теории, которым следовали Петти, Кене, Тюрго, Мен, Смит, Марк, Сей, были затратными. Поскольку стоимость выводилась как затраты труда, земли, то они следовали моделе экономики Смита , в которой взаимодействие труда с капиталом ведет к удвоению стоимости земли. У них же стоимость выводилась в поведении сторон определенных позицей предложения (продавца, а не покупателя). Хотя попытка их объединения была предпринята Сейем, исходя из равноправия сторон, поскольку это и есть действие закона разделения труда. Согласно которому люди сперва разъединяются, а затем объединяются, в результате чего происходит удвоения стоимости труда с каждой стороны производства. V=V-до обмена и V+V=V+V-после обмена.
Маржинализмкак учение, возникло в Венгрии и Германии. По этой позиции на первое место стал выходить спрос, а не предложение. Хотели ввести вместо денег ютиль, как меру полезности. Но оказалось что она уже вошла в деньги, как информация о полезности.
Институционализм.Положил начало Т.Веблен (1857-1926). Учился в США, в престижном университете, не смог найти работу по своей специальности. Озлобился и стал писать разные статьи (газеты, журналы) об обычаях и традициях, которым следуют люди. С выходом его книги «Теории праздного класса» произошло становление институционализма.
Историческая школа.
Представители этого направления (Гильдебрант, Шмоллер, Брентано, Блохер, Менгер) считали, что у каждой стороны свои законы экономического развития, в то время как классики считали, что все страны следуют одной общей теории экономического развития, независимо от национальных особенностей страны. И с этим можно согласиться, поскольку, как было установлено нами, все они следует диаграмме взаимодействия, которая носит обменный характер и является результатом действий закона разделения труда и обменного взаимодействия сторон приводящего к закону удвоения стоимости труда, и как следствие этого к закону сохранению стоимости. В то время как представители исторической школы придавали значение этическим, политическим, психологическим, правовым факторам, чем экономическим.
Они считали, что задачи экономической теории, они имели теоретический анализ, а описание исторический фактов, а по сути эпох, сводя её к истории экономики. Хотя конечно они сделали много для развития, как самой науки, так и отдельных проблем (стоимости, прибыли, капитала, воспроизводства). По сути это направление закладывала дорогу к институционализму.