Предмет и функции «экономики».
Экономическую деятельность осуществляют не просто члены общества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облигаций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, используя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их — результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйственная практика свидетельствуют, что экономическим агентам постоянно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов[1].
Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.).
Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.
Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.
В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в целом (макроэкономика) и другой уровень — функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохозяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.
Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.
Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с учетом постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаимодействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вторых, это исследование воздействия государства (парламент, регулирующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяйства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расходов и т. д.
Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуемых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяйствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.
В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать — микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных пособиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение отдельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осуществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воздействия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.
Функции экономической науки.
Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы значительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России экономическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается использования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. • разработок Центрального экономико-математического института Российской Академии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция — разработка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция — непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.
Невозможно изучать современную рыночную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная политика государства в значительной степени и, следовательно, благосостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроникновение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.
Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс — это главный компонент современной экономической науки, использование которого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?