Тема 1. Предмет и принципы экономической науки
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ
для студентов неэкономических специальностей
(с заданиями для самостоятельной работы студентов)
Составитель Федонина О. В.,
стё преподаватель кафедры экономической теории
Тема 1. Предмет и принципы экономической науки
1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.
Тема 2. Собственность и экономика
1. Собственность как экономическая категория.
2. Классификация собственности.
3. Разгосударствление и приватизация. Формы и методы приватизации.
4. Особенности приватизации в России.
Особенности приватизации в России.
В России разработаны три варианта приватизации:
Первый вариант (рис. 3.1, а) предполагает безвозмездную
передачу всем работникам приватизируемого предприятия привилегированных (не голосующих) акций в размере 25% уставно о капитала АО. Они не дают права голоса на собраниях акционеров, но имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению с простыми акциями. Например, АО плохо сработало, и дивиденды в этом случае могут быть начислены лишь по привилегированным акциям. Если АО обанкротилось и его имущество идет с молотка, то приоритетное право на получение своей доли имеют привилегированные акции. Работники, кроме того, могут купить до 10% обыкновенных, простых акций со скидкой до 30% их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до 3 лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% уставного капитала. Остаток акций (60%) поступает в фонд Госкомимущества, который со временем организует их продажу. Следовательно, за государством сохраняется возможность контроля за деятельностью АО.
Второй вариант (рис.3.1, б) предусматривает приобретение всеми членами трудового коллектива предприятия обыкновенных (голосующих) акций до 51 % уставного капитала АО.
Безвозмездная (продажа) передача отсутствует. При этом до50% стоимости акций могут оплатить приватизационными чеками. Оплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, оставшиеся 49% акций поступают в Госкомимущество для дальнейшей их реализации. Этот вариант является наиболее выигрышным для трудового коллектива, так как он обеспечивает трудовому коллективу контрольный пакет акций (51 %). Поэтому большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.
Третий вариант (рис.3.1, в) предполагает право приобретения всеми работницами обыкновенных акций до 20 % уставного капитала АО по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до 3 лет. При этом размер первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Оставшиеся 60% акций поступают в Госкомимущество для последующей реализации и контроля со стороны государства.
В России в целях безвозмездной передачи всем гражданам части общегосударственной собственности в 1992 г. была введена система приватизационных чеков.
Приватизационными чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.
С 1994 г. начался второй этап приватизации с переходом от безвозмездной передачи государственной собственности к продаже по рыночным ценам, что, несомненно, увеличивает поступление денег в госбюджет страны. О преимуществах и недостатках процесса приватизации в России будет изложено в главе«Переходная экономика».
Тема 3. Процесс производства в народном хозяйстве
1. Производство микро и макро уровне. Производственная функция.
2. Производственные ресурсы и факторы.
Тема 4/1. Рынок: функции, структура
1. Рынок и условия его развития.
2. Функции рынка
3. Структура, виды, сегментация рынка
4. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка
Функции рынка
Рынок выполняет следующие функции:
- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;
- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;
- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.
- регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;
- стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП;
- санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.
Тема 5.Рыночный механизм
1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.
2. Спрос и его детерминанты.
3. Предложение и его детерминанты.
4. Цена и ее функции. Равновесие цены.
5. Преимущества и недостатки рынка.
Спрос и его детерминанты.
Спрос - это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос Тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара.
Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается Символом D. Существует зависимость между ценой Р и количеством покупаемого товара Q.
Чем выше цена товара, тем меньше его по купают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения
спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения.
Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.
Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.
Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, Т.е. движение товаров от одного уровня к другому (было 400 шт., стало 800 шт.). .
Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.
Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с количественной стороны - это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны - это платежеспособность, Т.е. сумма денег, уплаченных за приобретенный товар.
На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).
Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характеризуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой (В или С, или D) или обратно вверх.
К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.
Эффект дохода - это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег (дохода) увеличивается.
Эффект замещения - это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевыми - взаимозаменяемыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой.
Закон убывающей полезности. Суть его заключается ,в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полезно, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены (об этом подробнее ниже).
Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызывают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потребителей, изменение количества покупателей, изменение доход а цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево.
Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воздействием рекламы, моды, возраста, климата. Например, неблагоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприятный -вверх (D1).
Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем. выше спрос D1 и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.
Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). Н, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2).
Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D 1). Н напротив, падает спрос на автобусы (D2).
Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожидание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2).
Фирмы и предприятия.
Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационно-экономических формах на предприятиях фирмах.
В экономической литературе одни экономисты проводят различие между значениями слов «предприятие» и «фирма», а некоторые считают их синонимами. В Гражданском Кодексе РФ понятие «фирма» отсутствует.
Классическое определение фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма - однозначные понятия. Они оба занимаются предпринимательской деятельностью, выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, они создаются для производства определенной продукции, выполнения и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли). Хотя на практике не всегда так. Например, предприятие, как принято в России, всегда является юридическим лицом, а фирма - не всегда. Так, индивидуальное частное предпринимательство и партнерство могут выступать в виде фирмы, но в качестве физического лица.
Поэтому в современных условиях, хотя существует единая классификация фирм и предприятий, в организационно-правовых формах имеются некоторые различия.
В современной экономической теории фирма - это сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Она представляет собой первичную организационную единицу бизнеса, обладающую следующими характеристиками:
- юридической самостоятельностью. Фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;
- производственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;
- финансовой самостоятельностью. Фирма самостоятельно распределяет получаемый доход.
Предприятие - первичное технологическое образование.
В деятельности фирмы выделяют внутренние и внешние условия, или среду. Внутренние условия, кроме целей, включают структуру фирмы, технологию, кадры и финансы. Эту среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь своими целями. Внешние условия - это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Важным фактором внешней среды является поведение покупателей (потребителей) продукции, а также государственное законодательство, регулирующее предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство.
Общая классификация фирм и предприятий происходит по
следующим признакам:
• по сферам деятельности
• по отраслевой деятельности: моноотраслевые (специализированные) и многоотраслевой (диверсифицированные);
• по виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие);
• по территориальному признаку (национальные, региональные, местные, международные, транснациональные и т. д.);
• по размерам, (крупные - в США более 500 чел., средние -до 500 чел., малые - до 100 чел.);
• по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и коллективные);
• по характеру образования (договорные и уставные);
• по организационно-правовым признакам
Особо следовало бы остановиться на корпорациях, которые могут выступать в виде концерна, треста, синдиката, картеля, ассоциации, консорциума, финансово-промышленных групп.
Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, участники которого связаны общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Объединение происходит вокруг головного предприятия (холдинга), которое держит акции всех участников и их контролирует. Участники, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями или филиалами головной компании.
Трест - объединение фирм (предприятий), в котором участники теряют свою производственно-торговую самостоятельность и руководствуются решениями головного центра.
Синдикат - объединение фирм (предприятий), выпускающих однородную продукцию. Сбыт продукции осуществляется через единую торговую сеть, контору. Участники сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.
Картель - это соглашение между фирмами (предприятиями) одной отрасли о ценах своей продукции или услуг, о разделении рынка сбыта и о доле в общем объеме производства. При этом многие картели являются специализированными: производственные, сбытовые, патентные, ценовые и т.д.
Консорциум - это объединение фирм (предприятий) с целью проведения крупномасштабной финансовой операции.
Ассоциация - это добровольное объединение независимых физических и юридических лиц с целью взаимного сотрудничества. Это, как правило, формы объединения в одной отрасли в целях устранения излишней конкуренции.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это объединение финансовых, промышленных, страховых, торговых, интеллектуальных компаний со своими материальными, финансовыми и другими ресурсами.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Феде-рации (с 1 января 1995 г.) некоторые виды предприятий обладают правом юридического лица. (Ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими являются те предприятия, которые преследуют цель - извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие предприятия не ставят своей целью извлечение прибыли, а выполняют определенные общественные заказы. Например, фонды, учрежденные на основе добровольных имущественных взносов, имеющие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели.)
1. Единоличное, индивидуальное (семейное) частное предприятие. Оно создается отдельным гражданином или членами его семьи на праве частной собственности. Имеет собственное наименование с указанием фамилии предпринимателя, является юридическим лицом.
2. Государственное унитарное предприятие. Оно создается государством. При этом имущество является собственностью не предприятия, а государства. В этом суть понятия «унитарное».
Имущество не может быть распределено по вкладам или долям между участниками. Является юридическим лицом.
3. Муниципальное унитарное предприятие. Образуется органами местного самоуправления. Собственность принадлежит муниципалитету, т. е. выступает как муниципальная собственность, является юридическим лицом.
4. Полное товарищество - это объединение нескольких граждан и юридических лиц Для совместной предпринимательской деятельности на основе договора. Имущество принадлежит всем участникам на паевой основе, и партнеры лично участвуют в делах товарищества, являясь совладельцами и самоуправляющими делами предприятия. Прибыль делят пропорционально по паям, несут солидарную ответственность.
5. Товарищества на вере (коммандитное или смешанное товарищество) - это объединение нескольких граждан и юридических лиц для совместной деятельности. Состоит из двух категорий участников: членов-вкладчиков, участвующих в хозяйственной деятельности и несущих ответственность, и вкладчиков-коммандистов, не принимающих участия в предпринимательской деятельности, но получающих прибыль и несущих ответственность в пределах своего вклада (пая). Коммандисты должны хорошо знать и доверять свои доли тем, кто организует дело. При этом не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дела, и поэтому называется «товарищество на вере».
6. Общество с ограниченной ответственностью -(ООО) -это объединение капиталов, а не лиц. Учреждается одним или несколькими лицами. Уставной капитал разделен на доли. Однако участники не отвечают по обязательствам. Они несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
7. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) –это объединение капиталов одним или несколькими лицами. Уставной фонд разделен на доли. Все участники солидарно несут ответственность. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Акционерное общество - это объединение нескольких граждан или юридических лиц для определенной предпринимательской деятельности путем приобретения (выпуска) акций. Уставной капитал распределен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, которое избирает руководящие и контролирующие органы: совет директоров, правление, ревизионную комиссию. Фактически все решения принимаются акционерами, владеющими контрольным, пакетом акций, который представляет 50% выпущенных акций плюс 1 акция. Практически в современных условиях, когда акции размещены повсеместно, на принятие решений могут влиять акционеры, имеющие даже 10-15% общего количества выпущенных акций.
Акций - это ценная бумага, претендующая на дивиденд (часть прибыли). Акции бывают «именные», где указывается фамилия акционера, «предъявительские», носящие анонимный характер, «простые» - голосующие на собрании акционеров и дающие право на участие в управлении АО, «привилегированные» - не имеющие права голоса на общем собрании акционеров. Однако в случае ликвидации АО стоимость имущества выплачивается им в первую очередь, в случае получения небольших доходов дивиденд также достается им в первую очередь.
АО бывает закрытого и открытого типа.
8. Открытое акционерное общество (ОАО) имеет право распространять (продавать) выпускаемые акции на стороне.
9. Закрытое акционерное общество распространяет свои акции только среди своих учредителей внутри АО.
10. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов (жилищные кооперативы, рыболовецкие артели, артели старателей и т. д.) Производственные кооперативы преимущественно развиты в сельском хозяйстве. Количество членов кооператива не может быть меньше 5 человек.
11. Потребительские кооперативы - это добровольные объединения граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.
12.Объединение предприятий. К ним относятся союзы, тресты, концерны, конгломераты, ФПК, холдинговые компании, о которых было сказано выше в главе фирмы.
13.Филиалы и представительства предприятия - это учреждение предприятием в отдельных регионах (территориях) своих представительств, филиалов, отделений и т. д. Они действуют на основе Устава головного предприятия.
14.Предприятие на основе аренды и выкупа - созданное трудовым коллективом на основе государственных и муниципальных предприятий, а также иных предприятий арендное предприятие, которое может быть превращено в собственность трудового коллектива путем выкупа по истечении срока аренды.
15. Общественные и религиозные организации (предприятия) - это добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения нематериальных (духовных) потребностей. В основном они являются не коммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения определенных целей, ради которых они
созданы (свечи, крестики, цепочки в церквах и т. д.).
В целом выбор вида экономической деятельности зависит от желания учредителей, финансовых и других производственных ресурсов.
Тема 7. Факторные доходы
1. Сущность и классификация доходов.
2. Зарплата и ее характеристика.
3. Рента как доход собственника земли.
4. Процент и дивиденд.
5. Прибыль как доход от предпринимательской деятельности.
Процент и дивиденд.
Процент - это вид дохода. На практике он может выступать в форме ссудного процента на капитал, прибыли предпринимателя, надбавки к стоимости факторов производства, ренты за аренду имущества и земли, дивиденда по ценным бумагам и т. д.
Существуют две концепции процента: марксистская и неоклассическая.
Марксистская концепция рассматривает процент как форму (часть) прибавочной стоимости. Возникновение его связано с тем, что заемщик капитала, произведя прибавочную стоимость, делит ее на две части: процент, отдаваемый кредитору и предпринимательский доход (прибыль), присваиваемый самим заемщиком. Следовательно, процент выступает как иррациональная цена ссудного капитала, т.е. он не полностью выражает стоимость ссудного капитала. Единственным источником процента выступает труд.
Неоклассическая концепция (Самуэльсон, Фишер, Бём-Баверк) процент представляет как разницу между ценностью сегодняшних и будущих благ (доходов). Считается, что сегодняшние блага (деньги) обычно ценятся выше будущих благ. Тем самым, отказываясь от сегодняшних благ, предоставляя их в кредит, собственник этих благ вправе рассчитывать на соответствующую компенсацию - процент.
Отсюда следует, что причинами появления процента является: психологический (ценность сегодняшних благ по сравнению с будущими); экономический (текущие потребности более насущные, а ресурсы ограниченны и, следовательно, уменьшаются); технологический (сегодняшние блага стоят дороже, чем будущие) мотивы.
Собственник при этом становится кредитором, а получатель благ (денег) - заемщиком. Заемщик должен платить за полученный кредит в виде процента. Следовательно, процент выступает как плата за время, определяемое сроком получения кредита.
Отношение процента в виде определенной суммы денег к использованному капиталу, есть ставка процента (норма процента).
Различают следующие виды процентных ставок: рыночная, средняя, номинальная, реальная.
Рыночная процентная ставка на каждый данный момент складывается на рынке капиталов в зависимости от спроса и предложения.
Средняя процентная ставка отражает движение рыночной ставки за определенный период времени.
Номинальная процентная ставка - это процентная ставка, выраженная в деньгах по текущему курсу.
Реальная процентная ставка в отличие от номинальной процентной ставки учитывает уровень инфляции. Она равна номинальной процентной ставке за вычетом уровня инфляции.
Для принятия инвестиционных решений главное значение имеет реальная процентная ставка.
Как известно, в качестве посредников при движении ссудного капитала чаще всего выступают банки, поэтому следует различать депозитные и ссудные процентные ставки. Депозитные процентные ставки - это нормативы платы по вкладам в банк (по ним рассчитываются проценты вкладчиков). Ссудные процентные ставки - это нормативы платы за пользование банковским кредитом. Уровень ссудных процентных ставок всегда выше депозитных. За счет их разницы банк покрывает свои издержки и получает прибыль.
В целом процентная ставка находится под воздействием государства и является важным инструментом государственного регулирования экономики.
Дивиденд – это доход по акциям.
Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее держателем определенной доли в развитие предприятия и дающая право на участие в прибылях.
Размер дивиденда оказывает влияние на курс акций.
Курс акций находится в прямой зависимости от получаемого дивиденда и в обратной зависимости от норы процентной ставки.
Совокупный спрос.
Получив представление об исчислении основных макроэкономических агрегатов и соотношениях между ними, можно переходить к собственно макроэкономическому анализу, основным методологическим инструментом в котором служат макроэкономические модели.
Совокупный спроспредставляет собой общую сумму планируемых расходов на приобретение отечественных товаров и услуг за некоторый период времени.
Таким образом, если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то
AD = C + Igплан. + G + Xn,
где AD – совокупный спрос.
Если фактические валовые инвестиции равны планируемым валовым инвестициям, то разница между совокупным спросом (AD) и ВВП по расходам пропадает. Однако из прошлой лекции известно, что в валовые инвестиции входит прирост товарно-материальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться (и, как правило, отличаются) от запланированных инвестиций.
На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП, который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).
Кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими причинами:
1. Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С).
2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.
3. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).
Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).
Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая ADсдвигается вправо, если совокупный спрос растет, или влево, если совокупный спрос сокращается.
Совокупное предложение.
Совокупное предложение представляет собой общий объем отечественных товаров и услуг (в номинальном выражении), производимых в экономике за некоторый период времени (год).
На графике совокупное предложение может быть изображено в виде кривой, которая показывает объем производства отечественных товаров и услуг (реальный ВВП) при каждом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).
(Единого мнения относительно формы кривой совокупного предложения не существует; ниже предлагается один из вариантов этой кривой).
Кривая совокупного предложения ASсостоит из трех отрезков (сегментов):
1. горизонтальный (кейнсианский) отрезок;
2. промежуточный (восходящий) отрезок;
3. вертикальный (классический) отрезок.
Кейнсианский отрезок. На протяжении всего отрезка уровень цен не изменен. Фактический Q < Q0 (< Qf), из чего следует, что значительная часть ресурсов не используется: производственные мощности простаивают, высок уровень безработицы, то есть, экономика находится на глубоком спаде, так как фактический уровень реального объема ВВП «не дотягивает» до потенциального уровня. Если объем производства начнет расти (движение вправо вдоль горизонтального отрезка), то уровень цен не изменится, так как фирмы просто начнут использовать простаивающие производственные мощности и увеличивать занятость за счет безработных, которые не станут требовать повышения заработной платы. Поэтому издержки производства не возрастут, а значит, и цены не изменятся. Восходящий отрезок. Движение вдоль промежуточного отрезка от Q0 до Qf означает, что экономика приближается к потенциальному уровню реального ВВП. В некоторых отраслях ощущается нехватка имеющихся ресурсов. Спрос на новые ресурсы (обусловленный ростом реального ВВП) повышает цену на них, что приводит к росту издержек и, как результат, растет уровень цен.
Классический отрезок. Экономика достигает потенциального уровня реального ВВП (Qf). Движение вдоль вертикального отрезка приведет только к росту уровня цен, так как реальный ВВП достиг потенциального уровня и, по крайней мере, в краткосрочном периоде не вырастет.
Итак, фактором, определяющим движение вдоль кривой AS, выступает уровень цен (Р).
Однако на совокупное предложение воздействуют и неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного предложения AS вправо и вниз в положение AS1, если совокупное предложение растет, и влево и вверх в положение AS2, если совокупное предложение сокращается.
Равновесие и его нарушение.
В макроэкономике, как и в микроэкономике, для анализа поведения экономических переменных используется равновесный подход. На рисунке представлен механизм приведения к равновесию на кейнсианском (горизонтальном) и восходящем (промежуточном) отрезках кривой совокупного предложения.
Рис. 7.5 а) б)
На горизонтальном отрезке отклонения от равновесия обусловлены только отклонением значений Q от Qe, так как уровень цен Ре неизменен.
При данном уровне цен Ре объем реального ВВП Q1 не будет выкуплен (как видно на рисунке а, он мог бы быть выкуплен только при более низком уровне цен). Это вызовет рост фактических товарных запасов фирм по сравнению с запланированным уровнем, что станет сигналом для сокращения производства (стрелка влево). При Q2 на товарных рынках будет ощущаться избыток спроса (как видно на рисунке , объем реального ВВП Q2 полностью выкупается уже при более высоком уровне цен). Следовательно, фактические товарные запасы начнут сокращаться по сравнению с запланированным уровнем - фирмы получают сигнал к наращиванию производства.
Таким образом, механизм приведения к равновесию на горизонтальном отрезке связан с колебанием величины товарных запасов.
На промежуточном отрезке действует механизм приведения к равновесию, аналогичный тому, который был охарактеризован при анализе спроса и предложения . Если уровень цен ниже равновесного уровня Ре, то возникает избыток совокупного спроса: величина совокупного спроса Q1 больше величины совокупного предложения Q2. Избыток совокупного спроса приводит к росту уровня цен до уровня Ре и сокращению реального ВВП до уровня Qе .
Если анализировать механизм приведения к равновесию на вертикальном отрезке, то следует отметить: поскольку на протяжении всего отрезка объем реального ВВП (равный Qf) не может меняться, этот механизм связан только с колебаниями уровня цен вокруг равновесного уровня.
Рассмотрим сначала, как меняется равновесие, если при неизменном совокупном предложении изменяется совокупный спрос.
(1) Предположим: AS = const, AD
1. Рост AD на горизонтальном отрезке. AD1 переходит в AD2: равновесный реальный ВВП растет (с Q1 до Q2), уровень цен неизменен.
2. Рост AD на промежуточном отрезке. AD3переходит в AD4: рост равновесного реального ВВП (с Q3 до Q4) сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией, которая называется преждевременной инфляцией, так как в экономике не достигнут уровень потенциального ВВП (Qf).
3. Рост AD на вертикальном отрезке. AD5переходит в AD6: равновесный реальный ВВП остается на достигнутом ранее уровне Qf, растет уровень цен, то есть имеет место инфляция, вызванная избыточным совокупным спросом. (если совокупный спрос продолжает расти, когда уже достигнут потенциальный ВВП, такой совокупный спрос называется избыточным).
Если совокупное предложение сокращается, то кривая AS переходит в положение AS2: сокращаются и равновесный реальный ВВП, и потенциальный ВВП, и все это сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией (инфляция, обусловленная сокращением совокупного предложения, называется инфляцией издержек). Это состояние экон