Тема 1. Предмет экономической науки

ЭКОНОМИКА

Рабочая программа, контрольные задания и методические указания
для студентов специальности 21.05.02 Прикладная геология

Института природных ресурсов

Семестр
Лекции, часов
Практические занятия, часов  
Курсовая работа, часов  
Контрольная работа  
Самостоятельная работа, часов  
Формы контроля   экзамен

Томск 2014

ББК У012. 2. Я73

Экономика: Раб. программа, контр. задания и метод. указания для студентов специальности 21.05.02 Прикладная геология ИПР / Сост. И.П. Воробьева, А.А. Громова. – 54 с.

Рабочая программа, контрольные задания и методические указания для студентов рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры экономики 2 сентября 2014 года

Зав. кафедрой экономики, д. э. н. _____________ Г.А. Барышева

Аннотация

Данная рабочая программа определяет объем, содержание, порядок изучения дисциплины «экономика»; а также задание и методические указания по выполнению контрольной работы студентами Института природных ресурсов. Рабочая программа включает 2 раздела: «Микроэкономика» и «Макроэкономика». В разделе «Микроэкономика» предусмотрено изучение экономики предприятия с учетом отраслевой специфики. Даны краткие рекомендации по выполнению курсовой работы.

Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта и профессиональной образовательной программы ТПУ.

Рабочая программа и методические указания подготовлены на
кафедре экономики ТПУ.

Тема 1. Предмет экономической науки - student2.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения данной дисциплины – ознакомить студентов с основными закономерностями развития экономики на микро и макро уровне, современными социально-экономическими проблемами России, особенностями развития российского предпринимательства, экономическими законами и категориями рынка.

Изучив данную дисциплину, студент должен:

· понимать суть экономических отношений в обществе;

· усвоить сущность основных концепций современной экономической теории;

· знать основные закономерности функционирования рыночной экономики на микро – и макро уровне;

· иметь четкую систему знаний по экономике отрасли и российского предприятия, необходимую ему в дальнейшей работе по специальности;

· разбираться в сущности макроэкономических процессов и их государственного регулирования;

· иметь понятия о тенденциях развития мировой экономики;

· уметь анализировать экономическое состояние страны и региона на основе системы макроэкономических показателей;

· знать основы предпринимательской деятельности и ориентироваться в особенностях функционирования предприятий с учетом действующего законодательства;

· понимать суть экономической политики правительства.

Дисциплина «Экономика» изучается студентами дистанционной формы образования в 7 – 10 семестрах. Процесс обучения предполагает чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение двух контрольных работ, подготовку курсовой работы. Ряд проблем рассматриваются студентами самостоятельно.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Микроэкономика

Тема 1. Предмет экономической науки

Основные этапы становления и развития экономической науки. Предмет экономики. Структура и задачи курса. Связь экономики с политикой. Основные функции экономической науки.

Методы исследования экономических явлений. Формальная логика как основной метод экономической науки. Диалектический метод в экономике. Экономическое моделирование. Научная абстракция. Связь теории с практикой.

Тема 3. Основы теории рынка

Рынок: понятие, условия существования. Социально–экономические функции рынка. Виды рынков. Основные категории рыночного хозяйства: товар, деньги, субъекты рынка, спрос, предложение, рыночная цена.

Товар, его свойства. Исторический процесс развития обмена и появление денег. Сущность и функции денег.

Спрос индивидуальный и рыночный. Кривая спроса. Закон спроса. Изменения в спросе, изменения величины спроса. Детерминанты спроса.

Предложение. Предложение фирмы, рыночное предложение. Кривая предложения, закон предложения. Детерминанты предложения.

Спрос и предложение на рынке. Цена равновесия, ее функции. Отклонение от цены равновесия, дефицит и излишек. Механизм восстановления равновесия.

Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене, по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения. Практическое значение эластичности. Эластичность предложения в зависимости от отрасли производства.

Раздел 2. Макроэкономика

Тема 12. Инфляция

Инфляция: понятие и причины. Измерение инфляции, индексы Лайсперса и Пааше. Инфляция спроса и предложения. Инфляционный рост цен по отдельным товарам.

Воздействие инфляции на ВВП. Инфляция и безработица, их взаимосвязь. Кривая Филипса.

Социально–экономические последствия инфляции. Необходимость и возможности борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика, ее эффективность и последствия. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Практические занятия проводятся в пятом семестре. Цель занятий – закрепление теоретических знаний по микро- и макроэкономике, рассмотрение наиболее сложных проблем, решение задач. Студентам рекомендуется перед практическим занятием ознакомиться с вопросами темы, ориентируясь на программу курса и список литературы по разделу.

Занятие 1. Основы теории рынка

1. Спрос, величина спроса. Функция спроса, закон спроса. Детерминанты спроса.

2. Предложение, величина предложения. Функция предложения, закон предложения. Детерминанты предложения.

3. Рыночная цена: понятие, функции. Восстановление рыночного равновесия при изменении спроса и предложения.

4. Эластичность спроса и предложения по цене. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.

5. Бюджет потребителя. Бюджетная функция и бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.

Занятие 2. Фирма в условиях рынка

1. Издержки фирмы, их классификация. Графики издержек. Себестоимость продукции, ее структура.

2. Доход фирмы: общий, предельный, средний.

3. Прибыль фирмы, ее распределение. Рентабельность, ее виды и расчет.

4. Равновесие фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Занятие 3. Измерения в макроэкономике

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

4.1. Общие методические указания

В дисциплине «Экономика» предусмотрена одна контрольная работа в пятом семестре. Задания к контрольным работам даются по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с шифром студента (двум последним цифрам в зачетной книжке).

Вариант 1

1. Возьмите в качестве примера рынок джинсов. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую спроса вправо;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты спроса по вашему товару.

2. Дано:

Функция спроса Q = 18 – 2·P
Функция предложения Q = 4·P – 16

Найти рыночную цену и объем продаж аналитическим и графическим способом.

3. Объясните смысл эластичности спроса по цене, приведите примеры. Найдите эластичность спроса по доходу, сделайте выводы на основании имеющихся данных (I*, Q* – доходы и спрос после изменения цен).

I (доход) I* Q (спрос) Q*

4. Имеются данные:

Q
TC

Найти: FC, AТC, VC, AVC, AFC, MC. При цене 10 денежных единиц найти общий доход (TR), общую и среднюю прибыль. Построить графики, объяснить их особенности: 1)FC, VC; 2)AVC, MC, AТC, AFC; 3)TR,TC.

5. Проведите сравнительный анализ видов предпринимательства (по образцу строки 1).

Характерные черты Индивидуальное предпринимательство Товарищества Хозяйственные общества
1. Регистрация Просто, дешево (+) Просто, дешево (+) Значительные расходы, бюрократические процедуры (–)
2. Свобода действий      
3. Специализация управления      
4.Финансирование      
5. Имущественная ответственность      
6. Налогообложение      
7. Возможность расширения      
8. Продолжительность существования      
9. Возможность злоупотреблений      
10. Разделение функций собственности и управления      

6. На основании данных по коммерческому предприятию «Х» необходимо рассчитать сдельную заработную плату. Коэффициент надбавок за проживание в местности с неблагоприятными природно–климатическими условиями – 1,8.

Фамилия Разряд Выработка (штук в месяц) Расценки (руб. за шт. для I разряда) Надбавки (% к основной зарплате) Премия (% к основной зарплате)
А I
Б III 0,8
В V 0,7
Г VI 0,9
Д II 0,9

При расчете заработной платы воспользуйтесь тарифной сеткой.

Тарифная сетка

Тарифный разряд I II III IV V VI
Тарифный коэффициент 1,13 1,29 1,48 1,71

7. Экономика состоит из 4 отраслей:

· сельское хозяйствопроизвело 400 денежных единиц продукта, направив в домашнее хозяйство – 50; на собственное потребление – 30; остальное – на переработку (амортизация – 35);

· электроэнергетикапроизвела продукцию на 200 денежных единиц, направив в домашнее хозяйство – 30; на собственное потребление –20; остальное – поровну между другими отраслями (амортизация – 45);

· машиностроениепроизвело продукции на 300 денежных единиц, передав домашним хозяйствам – на 10; оставив для собственного потребления – на 20;

· производители товаров народного потреблениясоздали продукт на 600 денежных единиц (амортизация – 100).

Найти: валовую продукцию, конечный и промежуточный продукт, инвестиционные продукты, валовой национальный продукт и чистый национальный продукт.

8. По данным таблицы найти изменение номинальных и реальных доходов населения.

Показатель Единица измерения Количество
Удельный вес пенсионеров в стране %
Удельный вес работающих %
Рост заработной платы %
Увеличение пенсий %
Дефлятор ВВП Ед. 1,34

9. Приведите данные по уровню безработицы в РФ за последние 8 лет, сделайте выводы (используйте данные Госкомстата РФ)

Вариант 2

8. Возьмите в качестве примера рынок спортивных костюмов. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую предложения влево;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты предложения по вашему товару.

9. Дана бюджетная функция: (Р1*, Р2* – цены после изменения).

I (бюджет) P1 P2 P1* P2*

Построить бюджетную линию до и после изменения цен; рассчитать и отметить на графиках точки оптимума; найти эффект замены и эффект дохода.

10. Имеется 5 работников, каждый из которых может произвести либо
4 торта, либо 3 рубашки. Постройте кривую производственных возможностей. Изобретен новый метод работы, теперь каждый работник мог бы произвести по 5 рубашек. Постройте новую кривую производственных возможностей. Дайте ей характеристику.

11. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции:

Q
TC

Р (цена) = 4 ден. ед. Найти: АТС, МС. Построить графики АТС, МС, Р. На графике найти Qmin, Qmax, Qopt, размер прибыли в точке оптимума.

12. На примере конкретного производственного процесса (ремонт автомобилей в автомастерской) дайте характеристику калькуляционных статей себестоимости продукции по следующей схеме:

Статьи затрат   Пример для ремонта автомобилей Характеристика по составу (простые или комплексные), по способу отнесения на себестоимость (прямые или косвенные)
Сырье и материалы
И т.д.    
     

Возможно рассмотрение производственного процесса на примере места работы студента–заочника.

13. На основании имеющихся данных по коммерческому предприятию «Х» рассчитать повременную заработную плату (начисленную и к выдаче). Рабочих дней в месяце – 24, районный коэффициент – 1,4.

Фамилия Категория Дневная тарифная ставка (руб.) Отработано дней Надбавки (% к окладу) Премии (% к окладу) Иждивенцев
А Рабочий 30, 15
Б Рабочий 25, 10
В Служащий
Г ИТР
Д ИТР

14. Дано: личные потребительские расходы 245 денежных единиц; трансферты – 12; арендная плата – 14; амортизационные отчисления – 27; проценты по вкладам – 13; доходы собственников – 31; чистый экспорт –3; дивиденды – 16; заработная плата работников – 221; косвенные налоги на бизнес – 18; нераспределенная прибыль корпораций – 21; индивидуальные налоги – 26; подоходный налог с корпораций – 19; прибыли корпораций – 56; государственные закупки товаров и услуг – 72; чистые частные внутренние инвестиции – 33; личные сбережения – 16; взносы в социальные фонды – 20.

Найти: валовой внутренний продукт по доходам и расходам; чистый национальный продукт; национальный, личный и личный располагаемый доход.

8. По данным таблицы построить кривую Лоренца до и после вычета налогов.

Категории населения Доля доходов до вычета налогов Ставки подоходного налога
Нижние 20% 9%
20% 12%
20% 15%
20% 20%
20% 25%

9. Приведите данные по курсу рубля относительно доллара за 1996 – 2003 годы, сделайте выводы. Используйте данные Госкомстата РФ, или ЦБ РФ.

Вариант 3

1. Возьмите в качестве примера рынок автомобилей. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую спроса влево;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты спроса по вашему товару.

2. Дано:

Функция спроса Q = 10 – 2· P
Функция предложения Q = 12· P – 25

Найти рыночную цену и объем продаж аналитическим и графическим способом.

3. Объясните смысл эластичности предложения по цене, приведите примеры. Найдите эластичность спроса по доходу, сделайте выводы на основании имеющихся данных (I*, Q* – доходы и спрос после изменения цен).

I (доход) I* Q (спрос) Q*

4. Фирма функционирует в условиях монополии.

Q
P
TC

Найти: МС, АТС, MR. Построить графики АТС, МС, AR, MR. На графиках найти Qmax, Qmin, Qopt, цену монополии, размер прибыли в точке оптимума.

2. На примере конкретного производственного процесса (изготовление мягкой мебели) дайте характеристику калькуляционных статей себестоимости продукции по следующей схеме:

Статьи затрат Пример для мягкой мебели Характеристика по составу (простые или комплексные), по способу отнесения на себестоимость (прямые или косвенные)
Сырье и материалы
И т.д.    
     

Возможно рассмотрение производственного процесса на примере места работы студента–заочника.

5. Рассчитать потери предприятия от досрочного выбытия основных средств на основании данных:

Основные средства Первоначальная стоимость Нормативный срок службы Дата ввода в действие Дата выбытия
Автомобиль 150 000 руб. 8 лет 15.09.2000 10.10. 2003
Компьютер 24 000 руб. 5 лет 15.03.1999 15.09. 2003
Станок 230 000 руб. 10 лет 1.08. 1996 20.12.2002

7. Дано:

Годы ВВП потенциальный ВВП реальный

Базисный год – 1999-й. Найти: отклонения валового внутреннего продукта (ВВП) от реального, показатели экономического развития.

8. Найти показатели государственного долга на начало и конец года (относительно ВВП, госбюджета, на душу населения)

Показатель Единица измерения Количество
Население страны на начало года Млн. чел.
Население страны на конец года Млн. чел.
Государственный долг на начало года Млн. руб.
Валовой внутренний продукт Млн. руб.
Банковский процент %
Налоговая ставка %
Темпы экономического развития ВВП % –9
Дефицит государственного бюджета % от расходов –5

9. Приведите данные по курсу рубля относительно евро за 2002 и 2003 годы, сделайте выводы. Используйте данные Госкомстата РФ или ЦБ РФ.

Вариант 4

1. Возьмите в качестве примера рынок телевизоров. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую предложения вправо;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты предложения по вашему товару.

2. Дана бюджетная функция: (Р1*, Р2* – цены после изменения).

I (бюджет) P1 P2 P1* P2*

Построить бюджетную линию до и после изменения цен; рассчитать и отметить на графиках точки оптимума; найти эффект замены и эффект дохода.

3. Имеются данные:

Показатели Количество продукции
Предельная полезность бутербродов
Предельная полезность стаканов сока

Как наилучшим образом потратить 8 рублей на завтрак, если бутерброд стоит 4 рубля, а стакан сока – 2 рубля?

4. Имеются данные:

Q
TC

Найти: FC, AТC, VC, AVC, AFC, MC. При цене 6 денежных единиц найти общий доход (TR), общую и среднюю прибыль. Построить графики, объяснить их особенности:

1) FC, VC; 2)AVC, MC, AТC, AFC; 3)TR,TC.

5. На примере конкретного производственного процесса (изготовление тортов) дайте характеристику калькуляционных статей себестоимости продукции по следующей схеме:

Статьи затрат Пример для Тортов Характеристика по составу (простые или комплексные), по способу отнесения на себестоимость (прямые или косвенные)
Сырье и Материалы
И т.д.    
     

Возможно рассмотрение производственного процесса на примере места работы студента–заочника.

6. Имеются данные:

Показатели Ед. измерения 2001 год 2002 год
Собственные средства предприятия Тыс. руб.
Количество произведенной продукции Штук
Цена реализации Рублей за 1 изд.
Материальные затраты в себестоимости продукции Рублей на 1 изд.
Фонд оплаты труда с отчислениями в социальные фонды в себестоимости продукции Рублей на 1 изд.
НДС %
Налоги % от прибыли
Фонд развития производства % от чистой прибыли

Найти размер балансовой, чистой и нераспределенной прибыли, рентабельность товара и капитала.

7. Дано:

Годы ВВП номинальный Дефлятор ВВП относительно 1998 года
0,9
1,0
1,24

Валовой внутренний продукт (ВВП) потенциальный все годы был постоянным и составил в ценах 1998 года 900 денежных единиц. Найти: ВВП реальный, отклонение ВВП от потенциального, показатели экономического развития (базисный год – 1998). Дать характеристику экономической ситуации за 4 года.

8. Чему равно предложение денег?

Показатель Единица измерения Количество
Норма обязательных резервов депозитов % от депозитов
Норма наличности % от депозитов
Дополнительные резервы % от депозитов
Сумма резервов млн. руб.

9. Приведите данные о средней продолжительности жизни в РФ за 1990 – 2002 годы, сделайте выводы. Насколько, на ваш взгляд, демографические показатели связаны с экономической ситуацией в стране?

Вариант 5

1. Возьмите в качестве примера рынок яблок. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую спроса вправо;

· сдвинуть кривую предложения вправо;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты спроса и предложения по вашему товару.

2. Дано:

Функция спроса Q = 18 – 3· P
Функция предложения Q = 6· P – 24

Найти рыночную цену и объем продаж аналитическим и графическим способом.

3. Объясните смысл эластичности спроса по доходу, приведите примеры. Найдите эластичность спроса по цене, сделайте выводы на основании имеющихся данных (Р*, Q* – цены и спрос после изменения цен).

Р (цена) Р* Q (спрос) Q*

4. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции:

Q
TC

Р (цена) = 6 ден. ед. Найти: АТС, МС. Построить графики АТС, МС, Р. На графике найти Qmin, Qmax, Qopt, размер прибыли в точке оптимума.

5. На примере конкретного предприятия или организации (например, места работы студента–заочника), дайте характеристику основных производственных фондов по следующей схеме:

Группы основных средств Примеры по предприятию Нормативный срок службы
Транспортные средства
Вычислительная техника
И т.д.

6. Имеются данные по предприятию «Х»:

Товар Количество (штук) Прямые расходы на единицу продукции (руб.)
Зарплата произв. персонала Затраты материалов Топливо   Амортизация произв. оборудования
А
Б

Цеховые расходы – 8 тысяч рублей; общезаводские расходы – 14 тысячи рублей; расходы на реализацию продукции – 15 тысяч рублей.

Найти: себестоимость продукции, распределив косвенные затраты пропорционально затратам на материалы. Найти цену продукции, если рентабельность товара равна 22 %, а НДС равен 20 %.

7. По данным таблицы найти индексы цен (Ласпейреса, Пааше, Фишера), продукт 2000 года номинальный и реальный.


Показатели 1997 г. 2000 г.
  Цена Количество Цена Количество
Продукты питания (кг) 18 р. 2000 кг 26 р. 1920 кг
Обувь (пар) 100 р. 120 пар 190 р. 124 пары
Одежда (ед.) 450 р. 300 ед. 490 р. 320 ед.
Услуги (ед.) 45 р. 500 ед. 50 р. 510 ед.

8. По данным таблицы определить сальдо государственного бюджета, виды дефицитов бюджета.

Показатель Единица измерения Количество
Валовой внутренний продукт Ден. ед.
Отклонений ВВП реального от потенциального % –6
Налоговая ставка %
Трансферты % от расходов бюджета
Государственные закупки товаров и услуг % от расходов бюджета
Обслуживание государственного долга Ден. ед.
Неналоговые доходы % от доходов бюджета

9. Приведите данные о торговом балансе РФ за 1995 – 2002 годы (экспорт и импорт товаров), сделайте выводы. Используйте данные Госкомстата РФ.

Вариант 6

1. Возьмите в качестве примера рынок бензина. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую спроса влево;

· сдвинуть кривую предложения влево;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты спроса и предложения по вашему товару.

2. Дана бюджетная функция: (Р1*, Р2* – цены после изменения).

I (бюджет) P1 P2 P1* P2*

Построить бюджетную линию до и после изменения цен; рассчитать и отметить на графиках точки оптимума; найти эффект дохода.

3. Единственным переменным фактором производства является труд (L), остальные факторы – фиксированные.

L
Q

Построить график производственной функции, дать ей характеристику. Что произойдет с производственной функцией, если производительность труда вырастет в 1,3 раза?

4. Фирма функционирует в условиях монополии.

Q
P
TC

Найти: МС, АТС, MR. Построить графики АТС, МС, AR, MR. На графиках найти Qmax, Qmin, Qopt, цену монополии, размер прибили в точке оптимума.

5. На примере конкретного предприятия или организации (например, места работы студента–заочника) дайте характеристику способов оплаты труда по следующей схеме (приведите 3–4 примера):

Должности Форма оплаты труда (повременная или сдельная) Характеристика оплаты труда (надбавки и доплаты, премии)
     
     
     

6. Имеются данные по предприятию:

Товар Количество (штук) Прямые расходы на единицу продукции (руб.)
Зарплата произв. персонала Затраты материалов Топливо   Амортизация произв. оборудования
А
Б

Цеховые расходы – 10 тысяч рублей; общезаводские расходы – 4 тысячи рублей; расходы на реализацию продукции – 15 тысяч рублей.

Найти: себестоимость продукции, распределив косвенные затраты пропорционально затратам на заработную плату. Определить рентабельность товаров, если цена товара А = 160 рублей, а товара В = 200 рублей.

7. Дано:

Годы Валовой внутренний продукт (ВВП) номинальный ВВП реальный

В 1990 году – макроэкономическое равновесие. Ежегодно ВВП потенциальный увеличивался на 2 % по сравнению с предыдущим годом. Базисный год – 1990–й. Найти: дефлятор ВВП, ВВП потенциальный, показатели экономического развития относительно базисного и предыдущего годы, отклонение ВВП от потенциального. Постройте графики экономического развития и определите по ним стадии делового цикла. Дайте характеристику экономической ситуации за 10 лет.

8. Норма обязательных резервов – 0,18; спрос на наличность – 35 % от депозитов; сумма обязательных резервов – 90 денежных единиц. Чему равно максимальное дополнительное количество денег, созданное банками?

9. Приведите данные о средней заработной плате по РФ за 1995 –
2002 годы, сделайте выводы. Используйте данные Госкомстата РФ.

Вариант 7

1. Возьмите в качестве примера рынок книг. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую спроса вправо;

· сдвинуть кривую предложения влево;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты спроса и предложения по вашему товару.

2. Дано:

Функция спроса Q = 16 – 2· P
Функция предложения Q = 5· P – 20

Найти рыночную цену и объем продаж аналитическим и графическим способом.

3. Объясните смысл перекрестной эластичности спроса, приведите примеры. Найдите эластичность спроса по цене, сделайте выводы на основании имеющихся данных (Р*, Q* – цена и спрос после изменения цен).

Р (цена) Р* Q (спрос) Q*

4. Имеются данные:

Q
TC

Найти: FC, AТC, VC, AVC, AFC, MC. При цене 5 денежных единиц найти общий доход (TR), общую и среднюю прибыль. Построить графики, объяснить их особенности:

1) FC, VC; 2) AVC, MC, AТC, AFC; 3) TR,TC.

5. На примере конкретного предприятия или организации (желательно, места работы студента – заочника) дайте характеристику оборотных производственных фондов по следующей схеме:

Группы оборотных фондов Примеры по предприятию Характеристика (размер запасов, способы применения и пр.)
Материалы
Топливо
Готовая продукция
И т.д.    

6. Имеются данные по предприятию «Х»:

Показатели Ед. измерения 2001 год 2002 год
Количество произведенной продукции Штук
Цена реализации Рублей за 1 изд.
Материальные затраты в себестоимости продукции Рублей на 1 изд.
Фонд оплаты труда с отчислениями в социальные фонды в себестоимости продукции Рублей на 1 изд.
НДС %
Налоги % от прибыли
Фонд развития производства % от чистой прибыли

Найти размер балансовой, чистой и нераспределенной прибыли, рентабельность товара.

7. По данным таблицы найти уровень безработицы в 2000 и 2002 году, сделать выводы.

Годы Валовой внутренний продукт потенциальный (ден. ед.) ВВП в ценах 2000 года (ден.ед.)

15. По данным таблицы рассчитайте скорость обращения денег. Если реальный валовой внутренний продукт (ВВП) все годы не менялся и составил 440 денежных единиц, то каким будет уровень инфляции в 1995–2000 годах?

Показатель (ден. ед.) Годы
Денежный агрегат М1 295,2 338,5
Денежный агрегат М2
Номинальный ВВП

9. Приведите данные о стоимости потребительской корзины по РФ за 1995 – 2002 годы, сделайте выводы. Используйте данные Госкомстата РФ.

Вариант 8

1. Возьмите в качестве примера рынок стиральных порошков. Вам следует:

· построить график спроса и предложения по данному товару, учитывая эластичность;

· на графике отметить рыночную цену и количество продаж;

· сдвинуть кривую спроса влево;

· сдвинуть кривую предложения вправо;

· показать новую рыночную цену и количество продаж;

· назвать детерминанты спроса и предложения по вашему товару.

2. Дана бюджетная функция: (Р1*, Р2* – цены после изменения).

I (бюджет) P1 P2 P1* P2*

Построить бюджетную линию до и после изменения цен; рассчитать и отметить на графиках точки оптимума; найти эффект дохода.

3. Имеются три варианта технологии (А, В, С).

<

Наши рекомендации

Q (количество) А В С
38/6 20/16 16/20
82/10 36/32 32/34