Р а з д е л 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ
Тема 5. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
3. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
Ключевые понятия и термины
Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.
Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.
Конкуренция (competition) – соперничество независимых субъектов экономики и возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его.
Кривая предложения (supply curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.
Кривая спроса (demand curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определенного товара или услуги покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.
Отрасль (industry) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.
Предложение (supply, S) – совокупность товаров и услуг с определенными ценами, которые производители предлагают покупателям в данный период времени.
Предприятие (plant) – учреждение в форме завода, фабрики, фермы, шахты и т.п., включающее людей и имущественный комплекс, выполняющее одну или несколько функций по производству и распределению товаров.
Равновесная цена (equilibrium price, Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Спрос (demand, D) – количество товаров и услуг, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.
Фирма (firm) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.
Цена(price, P) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
ЛИТЕРАТУРА
[2, ст.210, 213; 4, с. 43–75; 6, с. 4 –52; 7, с. 3 – 44; 10, с. 5–18; 11, с. 6–25; 14, с. 5–44; 16, с. 12–39].
Задачи и тесты
№ 1. К условиям возникновения и развития рынка относятся:
а) общественное разделение труда и специализация;
б) экономическая обособленность субъектов хозяйствования на основе частной собственности;
в) регулярный обмен товарами и услугами.
№ 2. Что понимается под экономической категорией «собственность»?
а) обладание материальным благом;
б) юридически закрепленное право владеть, пользоваться и распоряжаться благом;
в) отношения между людьми по поводу присвоения благ.
№ 3. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?
а) конкуренция;
б) централизованное планирование;
в) частная собственность;
г) свобода предпринимательского выбора.
№ 4. На основании каких основных функций рынка происходит расслоение производителей?
а) информационной;
б) коммуникативной;
в) распределительной;
г) стимулирующей.
№ 5. Величина спроса на товар – это:
а) количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар;
б) количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей;
в) количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене;
г) количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене.
№ 6. Величина предложения товара – это:
а) количество данного товара на складах всех предприятий;
б) деньги, которые хотят получить за свой товар производители;
в) количество товара, которое производители готовы продать по данной цене;
г) количество товара, которое потребители хотят купить по данной цене.
№ 7. Какой фактор не вызывает сдвиг кривой предложения?
а) цены на ресурсы;
б) налоги на субсидии;
в) цены на продукцию;
г) выход на рынок новых фирм;
д) природные катастрофы.
№ 8. В приведенной ниже таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке продукта «А»:
Цена, руб., Р | Объем спроса, шт., Qd | Объем предложения, шт., Qs | Избыток (+), дефицит (–) |
а) постройте кривую спроса и кривую предложения;
б) рассчитайте избыток и дефицит при каждом уровне цены;
в) покажите на графике величину избытка (дефицита) при цене 4 руб. и при цене 16 руб.;
г) чему равна равновесная цена на рынке?
Ответы
1. а), б); 2. в); 3. б); 4. в), г); 5. г); 6. в); 7. в); 8.в) при Р = 4 руб. дефицит составляет 60 шт.; при Р = 16 руб. избыток составляет 30 шт.; г) Ре = 12.