Сложности, возникающие у руководителя при получении информации

Очень часто руководитель получает недостаточно полную и качественную информацию, прежде всего от своих подчиненных. Эта ситуация возникает когда:

1-) Руководитель не владеет специальными приемами и методами сбора и анализа информации.

2-) Люди, от которых он берет информацию сознательно или не сознательно ее искажают.

3-) У руководителя не хватает времени для работы с информацией.

4-) Целые информационные зоны скрыты от внимания руководителя вследствие влияния определенных стереотипов взаимоотношений людей. Эта информация о самом руководителе.

Необходимо предпринять в этих случаях:

1-) Повысить свою квалификацию и овладеть этими методами.

2-) Искажение информации из-за дистанции власти между руководителем и подчиненным. И здесь существует ряд психологических приемов, которые позволяют помогают сократить эту дистанцию (общение в не в служебной обстановке, обращение с просьбой, подчеркивание значимости этого человека).при общении с группой людей существуют свои приемы (опрос начинается с руководителей находящихся на нижней ступени управленческой иерархии), кроме того используются и специальные приемы позволяющие повысить надежность информации (получение информации из нескольких источников).

3-) Необходимо руководителю правильно выстроить приоритеты в использовании своего служебного времени, используя методы рационализации найти это время.

4-) Частично можно использовать социально-психологичесие методы, снижающие дистанцию власти. Кроме того, в отдельных случаях при установлении доверительных отношений между исполнителями данную информацию можно получить через индивидуальный и групповой опрос. Негативные последствия информатора (стукачь):

а-) информатор может манипулировать руководителем.

б-) их наличие приводит к ухудшению психологического климата внутри группы исполнителей, т.е. портит отношение.

Существует 1 универсальный способ снять многие проблемы при получении информации, заключающаяся в том, чтобы поручить выполнение этих информационных операций специально подготовленным людям (специалистам), специалисты, работающие с информацией в АУ.

Опросными методами называются методы в рамках которых исследователь обращается к респонденту с вопросами, ответы на которые и составляют необходимую для исследователя информацию. Если вопросы задаются в письменном виде, то мы имеем дело с анкетным опросом, если в устном – с интервью.

Виды используемых вопросов. Вопросы по форме делятся на открытые, когда формулируется только сам вопрос, на закрытые, где еще предлагаются варианты ответов, на полузакрытые, где есть варианты ответов, но и самому респонденту предоставляется возможность сформулировать ответ. По содержанию вопросы делятся на вопросы о знаниях, суждениях, фактах.

Особенности интервью в сравнении с анкетным опро­сом, его преимущества и недостатки. Используя интервью можно получить больше информации о личных качествах, характеристиках респондента. Это преимущество достигается за счет того, что опрос проводится в форме беседы. Здесь можно «разговорить» собеседника, вызвать его на откровенность, мотивировать к участию в опросе. Недостатком интервью является его большая трудоемкость, поскольку как правило здесь интервьюер взаимодействует лишь с одним респондентом, а при анкетном опросе – с группой. Кроме того, здесь возникают сложности в получении информации от респондента по деликатным темам, поскольку сложно обеспечить принцип анонимности.

Виды интервью, по степени формализации вопросов. По форме вопросов интервью делится на свободное, когда задается только тема, на неформализованное, в котором используются лишь открытые вопросы, на формализованное, где используются закрытые вопросы. Эти интервью различаются по степени получения качественной и количественной информации.

Особенности экспертного опроса, его формы. Подбор экспертов. Экспертный опрос это опрос, где в качестве респондентов используются эксперты. Это люди, которые обладают глубокими теоретическими знаниями, практическим опытом и интуицией в изучаемых вопросах. Благодаря экспертному опросу оперативно мы можем получить большой объем качественной информации. Поэтому данный вид опроса широко используется в управлении. Экспертные опросы бывают одноразовые индивидуальные, которые обычно проходят в виде интервью. Они бывают одноразовыми групповыми, которые проходят в виде мозгового штурма, делового совещания. Они могут быть многоразовыми индивидуальными – метод Дельфи. Они могут быть многоразовым групповыми - метод Дельбека. Подбор экспертов может осуществляться по формальным признакам – стаж работы, занимаемая должность, свидетельство об образовании, и по неформальным – самооценка или оценка со стороны.

Наши рекомендации