Равновесие (пропорциональность) как условие роста
Выше отмечалось, что российские рыночные реформы проводились в обстановке раздуваемых официальной пропагандой повышенных ожиданий, рожденных верой в неоспоримые достоинства рыночного ведения хозяйства по сравнению с плановым. Причем, последнее уничижительно характеризовалось не как созидательное, а как «административное» и «распределительное», неспособное обеспечить прогресс общества. Система же частного предпринимательства, наоборот, всячески восхвалялась как эффективная, способная обеспечить такой прогресс, да еще самая справедливая, потому что продукт заслуженно достается «породившему» его фактору производства.
Переход к такой системе, утверждали инициаторы реформ, обеспечит небывалый рост российской экономики, поскольку плоды созидания начнут доставаться именно тем, кто действительно «умеет хорошо работать». Тем самым населению прививалось убеждение, что в новой экономической системе всякая несправедливость в распределении (не говоря о воровстве и коррупции) будет исключена объективным механизмом рыночной конкуренции. Поэтому, говорили далее, надо спешить. Чем более крутыми и решительными будут преобразования на этом пути, тем скорее будет запущен механизм рыночного саморегулирования, и мы достигнем желанной высоты.
Такая пропагандистская кампания была рождена и пущена в ход не только фантазией и политическими целями реформаторов. В немалой степени она питалась постулатами неоклассической теории, мировоззренческую основу которой составляет теория общего равновесия, образно предвосхищавшаяся А. Смитом как действие «невидимой руки» рынка.
Основателем теории общего равновесия принято считать Вальраса. В действительности таковым не в меньшей мере был Маркс, которого в этой роли большинство западных экономистов не признает. Правда, есть исключения, и некоторые авторы проявляют в этом вопросе большую добросовестность. В частности, английский экономист японского происхождения М. Моришима пишет: «Редко подчеркивалось, что теория общего равновесия была сформулирована независимо и одновременно Вальрасом и Марксом, тогда как часто упоминалось, что теория потребительского поведения с позиций полезности была открыта независимо и одновременно Вальрасом, Джевонсом и Менгером» (Morishima M. (1973, pp. 1-2).
В действительности как Вальрас, так и Маркс считали, что общественное воспроизводство невозможно осуществить без соблюдения определенного равновесия, т.е. соответствующей пропорциональности между его различными сферами и отраслями. Знаменитые таблицы воспроизводства Маркса наиболее показательны в этом отношении. В них он с математической точностью показал, что расширенное воспроизводство, которое является иным названием экономического роста, осуществляется при условии соблюдения строго определенных пропорций между различными частями экономики по стоимостному и натурально-вещественному составу.
И Вальрас, и Маркс рассматривали экономику как единую систему, отдельные элементы которой находятся во взаимной связи и зависимости между собой. Изменения в одной области вызывают соответствующие изменения в другой. В этом они едины. Различие между ними состоит в трактовке того, как достигается и соблюдается необходимое в экономике равновесие.
С помощью своего знаменитого образа аукциониста, Вальрас утверждал, что рынок в силу присущих ему имманентных сил всегда стремится к равновесию. Эту идею развили и обосновали его последователи с помощью экономико-математических моделей. Маркс же доказывал прямо противоположное: хотя воспроизводство невозможно без соблюдения равновесия, но в погоне за прибылью капиталист постоянно нарушает необходимое равновесие и это приводит к кризисным спадам, которые выступают насильственной формой восстановления нарушенного баланса. Это утверждение впоследствии нашло свое подтверждение в модели экономического роста Харрода-Домара, о которой речь пойдет ниже.
Поскольку теория общего равновесия лежит в основе неоклассического подхода к решению всех экономических проблем, в частности рыночного саморегулирования, то рассмотрим, насколько российская экономика стремится к состоянию необходимой сбалансированности.
Теория общего равновесия опирается на три концептуально увязанные между собой субтеории: а) экономического человека (homo economicus); б) совершенной конкуренции; в) стоимости и цены, которые отождествляются с понятием полезности.