Формально-правовые экономические институты играют в экономике более важную роль, чем институты неформального (обычного) права, в
A. любой экономической системе;
B. доиндустриальных обществах;
C. индустриальных обществах;
D. при рабовладельческом строе;
E. при феодальном строе.
96. Корректирующие налоги, которые рекомендовал использовать А.Пигу для устранения отрицательных экстерналий, должны использоваться:
A. для компенсации ущерба «третьим лицам»;
B. для государственных дотаций малоимущим;
C. на стимулирование защиты окружающей среды;
D. для ликвидации дефицита государственного бюджета;
E. все равно, на что.
97. Примером «трагедии общего достояния» следует считать:
A. увеличение разрыва в уровне развития между странами «золотого миллиарда» и развивающимися странами;
B. коллективизацию сельского хозяйства в СССР на рубеже 1920-1930-х годов;
C. истощение рыбных запасов Мирового океана;
D. уменьшение запасов энергоресурсов – нефти, газа и др.
E. рост цен во всех странах.
98. Перегружаемым общественным благом называется такое общественное благо:
A. которое в обязательном порядке предлагается к потреблению государством;
B. предложение средств на производство которого превышает стоимость его производства;
C. потребление которого неизбирательно только до некоторого уровня потребления;
D. уровень потребления которого очень низок;
E. уровень потребления которого очень высок.
99. Определите тип такого блага, как знания:
A. чисто общественное благо;
B. исключаемое общественное благо;
C. перегружаемое общественное благо;
D. чисто частное благо;
E. общедоступное благо.
100. В каких объемах конкурентные рынки будут производить чисто общественные блага:
A. в объемах меньших, чем эффективные;
B. в объемах больших, чем эффективные;
C. в объемах, равных эффективным;
D. объемы могут быть меньше и больше эффективных;
E. общественные блага производятся только на государственных предприятиях.
101. Основоположниками институционализма традиционно считаются:
A. Р. Коуз;
B. Т. Веблен;
C. Д. Норт;
D. О. Уильямсон
E. К. Маркс.
102. Основные категории «старого» институционализма:
A. институты;
B. трансакционные издержки;
C. предельная полезность;
D. производственные факторы;
E. трансформационные издержки.
103. Основные отличия современного «старого» и «нового» институционализма:
A. использование категории «трансакционные издержки» наравне с категорией «институт» для экономического анализа;
B. рассмотрение общества как единого целого;
C. определяющая роль институтов и их влияние на развитие общества;
D. основные положения, сформированные в работах американских институционалистов;
E. в экономике существует конкурентная среда.
104. В работах Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла можно выделить следующие общие черты:
A. критика «праздного класса»;
B. модель поведения, основанного на привычках;
C. изучение экономических циклов;
D. исследование трансакционных издержек;
E. исследование трансформационных издержек.
105. Американские институционалисты признавали:
A. определяющую роль рынка в управлении экономическими процессами;
B. приоритет монополий в определении основных направлений экономического развития;
C. необходимость государственного вмешательства в экономику;
D. главенствующую роль финансового капитала в экономическом прогрессе;
E. отсутствие государственного вмешательства в экономику.
106. Основными базовыми категориями неоинституциональной теории являются:
A. институт;
B. предельный продукт;
C. трансакционные издержки;
D. предельная полезность;
E. предельные издержки.
107. Поведенческая модель, рассматриваемая в рамках неоинституциональной теории, не предполагает:
A. полную рациональность;
B. ограниченность «правилами игры», установленными в обществе;
C. неполноту информации;
D. оппортунизм;
E. ограниченную рациональность..
108. Неопределенность внешней среды приводит к:
A. полной рациональности;
A. неполноте информации;
B. активизации деловой активности;
C. снижению трансакционных издержек;
D. росту предельных издержек.
109. Неоинституциональная теория изучает в определенной степени:
A. производственные технологии;
B. организационные технологии;
C. Паретто-оптимальное распределение ресурсов;
D. экономику в вакууме;
E. распределительные отношения.
110. Неоинституционализму не свойственны:
A. междисциплинарность;
B. статичность;
C. эволюционизм;
D. экономический империализм;
E. динамизм.
111. Направлением неинституционализма не является:
A. теория прав собственности;
B. теория трансакционных издержек;
C. экономическая теория преступлений и наказаний;
D. теория общего равновесия;
E. теория общественного выбора.
112. В состав института не входят:
A. формальные правила;
B. неформальные нормы;
C. организации;
D. система наказания;
E. система законов.
113. Формальные правила это:
A. конституция;
B. традиция;
C. обычай;
D. обряд;
E. привычка.
114. Большая устойчивость неформальных норм определяется:
A. длительностью их эволюции;
B. искусственным установлением «сверху»;
C. судебной практикой;
D. законодательством;
E. революционной практикой введения.
115. «Path determinacy» предполагает:
A. сильную зависимость новых институтов от старых;
B. менее сильную зависимость новых институтов от старых;
C. отсутствие зависимости между новыми и старыми институтами;
D. сильную зависимость новых институтов от старых;
E. слияние старых и новых институтов.
116. Неформальная институционализация:
A. влияние неформальных норм на формальные правила;
B. несогласование формальных правил и неформальных норм;
C. закрепление неформальных норм в законодательстве;
D. оппортунистическое поведение;
E. рационализм поведения.
117. Институциональный конфликт это:
A. конфликт между производителями и потребителями;
B. конфликт между системой наказания и системой принуждения;
C. несогласование формальных правил и неформальных норм;
D. несогласование намерений и действий покупателя;
E. конфликт интересов собственников и управляющих.
118. Трансакционные издержки это:
A. издержки, связанные с производством продукции;
B. издержки, связанные с производством товаров и услуг;
C. издержки, не связанные с производством;
D. издержки на покупку сырья и материалов;
E. издержки на заработную плату рабочих.
119. К трансакционным издержкам не относятся:
A. издержки поиска информации;
B. издержки оппортунистического поведения;
C. издержки обслуживания станков и оборудования;
D. издержки защиты прав собственности;
E. издержки ведения переговоров.
120. Причиной появления институтов являются:
A. низкие трансакционные издержки;
B. высокие трансакционные издержки;
C. низкие производственные издержки;
D. высокие трансформационные издержки;
E. отсутствие трансформационных издержек.
121. Издержки оппортунистического поведения являются следствием:
A. недобросовестного поведения одной из сторон;
B. непредумышленных действий одной из сторон;
C. незнанием одной из сторон существующего законодательства;
D. издержек поиска информации;
E. издержек ведения переговоров.
122. Проблема «отлынивания» рассматривается в работах:
A. Р. Коуза;
B. О. Уильямсона;
C. Д. Норта;
D. Т. Веблена;
E. А. Маршалла.
123. Попытки измерения трансакционных издержек, проведенные Д. Нортом и Дж. Уоллисом, касались:
A. экономики США;
B. экономики Великобритании;
C. экономики Канады;
D. экономики стран — членов ЕС;
E. экономики Японии.
124. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает:
A. введение государством налога на производителей экстерналии;
B. уплату нарушителем единовременного штрафа;
C. решение вопроса между производителем экстерналии и пострадавшими без привлечения государства;
D. решение вопроса между производителем экстерналии и пострадавшими в суде;
E. прямой запрет на производство вредных веществ.
125. Наиболее спорным из перечня Оноре является пункт:
A. о праве наследования;
B. об остаточной стоимости;
C. о запрете на вредное использование;
D. о праве владения;
E. о праве на получение дохода.
126. Теория прав собственности не рассматривает:
A. проблему размывания прав собственности;
B. проблему внешних эффектов;
C. проблему спецификации прав собственности;
D. проблему формирования частной собственности;
E. проблему определения объектов и субъектов собственности.
127. В рамках институционального подхода границы государства определяются:
A. его захватнической политикой;
B. его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан;
C. политической волей;
D. установлением формальных «правил игры» на определенной территории;
E. развитием монополий.
128. К функциям государства с рыночной системой институтов не относятся:
A. кредитно-денежная политика на различных фазах экономического цикла;
B. установление «правил игры» в обществе;
C. установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции;
D. регулирование ценами и объемами производства продукции;
E. налогово-бюджетная политика на различных фазах экономического цикла;
129. В рамках неоинституциональной теории причиной появления государства является:
A. минимизация трансакционных издержек;
B. способность государства управлять экономическими процессами;
C. «присмотр» за рыночным механизмом;
D. политическая воля отдельных групп интересов;
E. установление «правил игры» в обществе.
130. По Дж. Бьюкенену, угроза Левиафана появляется на:
A. конституционной стадии;
B. постконституционной стадии;
C. на стадии социального договора;
D. в государстве «защищающем»;
E. в любом обществе.
131. Теория «оседлого бандита» М. Олсона рассматривает:
A. «справедливое» распределение доходов в обществе;
B. рациональное поведение политиков;
C. рациональное поведение бандита;
D. идеальную структуру общества;
E. формирование групп.
132. Представительная демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами:
A. более простым процессом голосования;
B. отсутствием возможности лоббирования;
C. отсутствием возможности логроллинга;
D. более низками издержками принятия решения;
E. отсутствием сговора между депутатами.
133. В соответствии с теорией общественного выбора на принятие решений государственными чиновниками в меньшей степени влияют:
A. частные интересы;
B. общественные интересы;
C. «правила игры»;
D. институциональная переменная;
E. система «вращающихся дверей».
134. К факторам, которые приводят к принятию решений не в интересах большинства членов общества помимо воли политиков, относятся:
A. временные лаги;
B. ошибки и заблуждения политиков;
C. лоббизм;
D. логроллинг;
E. система «вращающихся дверей».
135. Модель «рационального поведения политика» предполагает:
A. MR = TR;
B. МС = АС;
C. MC=MR;
D. МС = ТС;
E. AR = MR.
136. В соответствии с классификацией Э. Файга подпольная (теневая) экономика подразделяется на:
A. теневую, неформальную, нелегальную, криминальную;
B. неформальную, незаконную, неучтенную, теневую;
C. нелегальную, неучтенную, незарегистрированную, неформальную;
D. незарегистрированную, нелегальную, теневую, неформальную;
E. сбалансированную и несбалансированную.
137. Неформальная экономика включает:
A. крупное промышленное производство;
B. деятельность домашних хозяйств;
C. «серые» и «черные» рынки;
D. неучтенную и незарегистрированную деятельность;
E. деятельность «челноков».
138. Какой из подходов к изучению теневой экономики используется в рамках неоинституциональной теории:
A. Т. Веблена;
B. О. Уильямсона;
C. Р. Коуза;
D. Э. де Сото;
E. А. Маршалла.
139. Поведение участников теневого сектора экономики описывается моделью:
A. homo economicus;
B. homo adaptans;
C. homo institutional;
D. homo soveticus;
E. homo sapiens.
140. Какой из терминов менее всего подходит для характеристики неформальной экономики:
A. экономика выживания;
B. экономика нищеты;
C. моральная экономика;
D. равновесная экономика;
E. экономика богатства.
141. В соответствии с институциональным подходом критерием для участия в неформальном секторе экономики являются:
A. высокие производственные издержки;
B. низкие предельные издержки;
C. высокие издержки ведения легальной деятельности;
D. низкие трансакционные издержки легального бизнеса;
E. высокие трансформационные издержки.
142. К институциональным причинам роста масштабов теневой экономики не относятся:
A. отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
B. высокие трансакционные издержки легального бизнеса;
C. подчинение системы государственных институтов определенной группе интересов;
D. высокие производственные издержки;
E. ослабление системы наказаний.
143. К институциональным технологиям относятся:
A. технологии проведения предвыборной кампании;
B. технологии, связанные с внедрением новых «правил игры» в обществе;
C. производственные технологии;
D. технологии, связанные с производством товаров;
E. технологии, связанные с производством услуг.
144. QWERTY-эффектом не является:
A. право- и левостороннее движение;
B. различные технологические стандарты, существующие одновременно в разных странах или в одной стране;
C. конвейерная система;
D. принципиально различное программное обеспечение для компьютеров;
E. разная ширина железнодорожной колеи в Казахстане и в Европе.
145. Институциональная ловушка это:
A. влияние неформальных норм на формальные правила,
B. несогласование формальных и неформальных правил;
C. устойчивая неэффективная норма;
D. закрепление неформальных норм в законодательстве.
E. преодоление неэффективных норм.
146. Примером институциональной ловушки не является:
A. бартер;
B. государство;
C. теневая экономика;
D. коррупция;
E. QWERTY – эффект.
147. В издержки, связанные с выходом из институциональной ловушки, не входят:
A. издержки, связанные с разрушением механизма лоббирования старой нормы;
B. издержки производства продукции;
C. издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде;
D. издержки создания сопутствующих норм, без которых функционирование новой нормы будет неэффективно;
E. издержки трансформации.
148. Какая из категорий официально признавалась в командном экономике СССР:
A. частная собственность;
B. планирование;
C. теневая экономика;
D. инфляция;
E. безработица.
149. Как охарактеризовал командную экономику Янош Корнай:
A. «рынок наоборот»;
B. плановая экономика;
C. экономика дефицита;
D. равновесная экономика;
E. теневая экономика.
150. Какой из механизмов отсутствует в командной экономике:
A. уравнительная система распределения;
B. фальсификация данных об объеме выпускаемой продукции;
C. управление экономикой «сверху»;
D. ценовой механизм (на основе спроса и предложения);
E. торговля «из-под прилавка».
151. В соответствии с каким сценарием проводились реформы в первой половине 1990-х гг. в Казахстане:
A. неоклассическим;
B. неоинституциональным;
C. кейнсианским;
D. маржиналистским;
E. марксистским.
152. Примером положительного результата импорта институтов может служить:
A. парадокс передачи;
B. утечка человеческого капитала;
C. эффективная система институтов;
D. неформальная институционализация;
E. рост теневой экономики.
153. Уменьшение масштабов вмешательства государства в хозяйственные процессы называется:
A. дебюрократизация;
B. дискриминация;
C. дерегулирование;
D. дефлирование;
E. дезинтеграция.
154.Кто из экономистов получил Нобелевскую премию за свою работу по теории общественного выбора:
A. Р. Коуз;
B. Дж. Бьюкенен;
C. Г. Таллок;
D. Д. Норт;
E. Д. Кейнс
155. Парадокс голосования сформулировал впервые:
A. Жан Кондорсэ;
B. Кеннет Эрроу;
C. Джеймс Бьюкенен;
D. Фридрих фон Хайек;
E. Рональд Коуз.